Планирование доходов бюджета

Финансирование поставок продукции для государственных потребностей осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины и других источников финансирования, которые привлекаются для этого. Объемы средств для закупки отмеченной продукции ежегодно предусматриваются в Законе о Государственном бюджете Украины на проходящий год и определяются Кабинетом Министров Украины соответствующими решениями об использовании других источников финансирования.

Планирование бюджетных расходов на экономическую деятельность связано в первую очередь с необходимостью обеспечения пропорционального развития экономики государства. Активная государственная регуляция темпов и пропорций развития экономики необходимое государству с любой системой ведения хозяйства. Только благодаря государственному финансированию можно обеспечить структурную перестройку экономики, повышения ее эффективности.

Расходы бюджета — прямые целевые расходы государства, которые обеспечивают бесперебойное функционирование бюджетных организаций и отображают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением части НД, которая концентрируется в бюджете.

Государственные расходы

Финансовая деятельность государства

Планирование доходов бюджета

Планирование бюджетных расходов на экономическую деятельность

Тема. Бюджетное планирование государственных расходов и доходов

Расходы государственного и местных бюджетов — объективная экономическая категория, которая опосредствует его доходы и завершает распределительные отношения. Они имеют двойной характер. С одной стороны — это расходы государства, которые она осуществляет на свое функционирование, а из второго — доходы, за счет которых государственные учреждения, предприятия и организации образуют свои фонды, необходимые для их функционирования. Средства, которые выделяются из бюджетов на потребности этих учреждений и организаций, государственное управление, оборону, социальные потребности, экономически обслуживают государство как надстройку над экономическим базисом. Государство, органы местного самоуправления и органы, которые поддерживают публичный финансовый интерес и разрешенные государством, на основе законодательства выделяют средства, размер которых устанавливает государственный, местные бюджеты и финансовые планы публичных внебюджетных (социальных) фондов.

Влияние на публичные расходы со стороны органов государственной власти, органов исполнительной власти общей компетенции, финансово-кредитной системы с помощью правовых средств осуществляется в течение всего расходного цикла, то есть от возникновения объективно обусловленной потребности в расходах конкретных средств на конкретных мера и разрешения на их расходование определенных сумм, определенных в утвержденных бюджетах и сметах, финансовых планах, к их полному удовлетворению. Циклы расходов длятся по-разному. Например, расходы на здравоохранение и образование объективно нужны всегда, а на строительство школ, больничных заведений — с момента их проектирования, выделения ассигнований и тому подобное.

Соответственно все расходы государства, которые покрываются бюджетными средствами, могут быть объединены в две группы:

1) расходы, которые повторяются ежегодно (например, на финансирование действующих больниц, школ, детских садиков, ВУЗа, то есть расходы, установленные действующими нормативно правовыми актами);

2) новые расходы (вводятся из следующего бюджетного периода).

Основным назначением расходов всех звеньев бюджетной системы является финансовое обеспечение бесперебойного функционирования государства и органов местного самоуправления.

Финансовое обеспечение развития экономики осуществляется в таких формах:

v капитальные вложения;

v финансирование национальных, государственных и международных научно-технических программ;

v поставки продукции для государственных потребностей;

v финансирование предприятий, организаций и отдельных мероприятий.

Понятие «капитальные вложения» тождественно понятию «инвестиции». В мировой практике различают такие виды инвестиций:

o реальные (прямые) инвестиции — это вложение капитала непосредственно в средства производства, то есть в основные фонды и на прирост материально-производственных запасов;

o финансовые инвестиции — вложение в ценные бумаги (так называемые «портфельные инвестиции»), а также размещения капитала в банки;

o интеллектуальные инвестиции — вложение в приобретение патентов, лицензии, ноу-хау, в подготовку и переподготовку персонала, в научно-исследовательских и проектно-конструкторские работы.

Определение объемов государственного финансирования базируется на приоритетных направлениях развития экономики и социальной сферы, приемлемыми на близкую и далекую перспективу. Это в первую очередь:

— развитие и модернизация топливно-энергетического комплекса;

— создание собственной базы и инфраструктуры энергоносителей;

— внедрение энергохранящих технологий;

— структурная перестройка экономики;

— научно обоснованная конверсия производства;

— развитие инфраструктурных отраслей с использованием инновационных проектов;

— реконструкция и создание новых экологически чистых производств;

— инвестирования отраслей производств, которые расширяют конкурентную среду, развивают приватизацию и предпринимательскую деятельность, ликвидируют неперспективные, технологически отсталые и завідомо убыточные предприятия.

Отмечены приоритетные направления основными ориентирами во время оценивания инвестиционных проектов с учетом в каждом конкретном случае их экономической и социальной эффективности.

Капитальные вложения на строительство объектов производственного назначения за отраслями планируются отдельно от капитальных вложений на производство объектов непроизводственного назначения. Во время разрабатывания проектно-сметной документации на строительство, расширение и реконструкцию предприятий и сооружений возведенные сметно-финансовые расчеты складываются и утверждаются отдельно на:

— сооружение объектов производственного назначения;

— строительство жилых домов, предприятий коммунального хозяйства, школ, детских дошкольных учреждений, учреждений культуры, здравоохранения и других объектов непроизводственного назначения.

В целом на строительство, расширение и реконструкцию предприятий складывается сводка расходов. При этом строительство объектов производственного назначения осуществляется за счет капитальных вложений в соответствующую отрасль, а строительство жилых домов, бытового водопровода и канализации, школ, детских дошкольных учреждений, клубов, больниц, поликлиник и других — за счет капитальных вложений соответственно на жилищное и коммунальное хозяйство, строительство объектов образования, культуры, здравоохранения.

Одним из важнейших направлений финансового обеспечения развития экономики является финансирование за счет Государственного бюджета национальных, государственных и межгосударственных программ. Разработка и реализация программы предусматривает решение заданий структурной перестройки экономики, создания новейших технологий и продукции, что обеспечивают конкурентоспособность, уменьшение зависимости от импорта, ресурсо- и энергосбережение, радикальное повышение производительности труда. Разработки, которые имеют большое социально-экономическое значение и высокую степень завершенности, включаются в государственный контракт на плановый год.

Основой для формирования программ одобрены Правительством Украины концепции соответствующих приоритетных направлений развития науки и техники.

Субъектами программы является:

— инициатор разработки программы;

— государственный заказчик;

— орган управления;

— руководитель и ее исполнитель.

Организация выполнения программы обеспечивается через заключение соглашений (контрактов) между органом управления программой и ее исполнителями, в которых определяются объемы, сроки выполнения работ, порядок финансирования и отчетности, а также ответственность сторон за взятые обязательства.

Финансовое обеспечение программы осуществляется за счет средств, предусмотренных в Государственном бюджете на финансирование государственных научно-технических программ, а также за счет средств инновационных фондов и средств заинтересованных предприятий, организаций и других инвесторов.

Средства, выделенные на выполнение программы из Государственного бюджета и инновационных фондов, являются целевыми ассигнованиями и не могут быть использованы исполнителями и соисполнителями программы на любую другую цель.

Следует отметить, что государственные потребности — это потребности Украины в продукции, необходимой для решения социально-экономических проблем, поддержания обороноспособности страны и ее безопасности, создания и поддержания на должном уровни государственных материальных резервов, реализации государственных и межгосударственных целевых программ, обеспечения функционирования органов государственной власти, которые содержатся за счет Государственного бюджета Украины.

Формирование объемов государственных потребностей на следующий год проводится в соответствии с приоритетами, определенными в проекте Государственной программы экономического и социального развития государства.

Реализация государственных потребностей осуществляется через государственный заказ, который являет собой средство государственной регуляции экономики путем формирования на контрактной основе составу и объемов продукции, необходимой для государственных потребностей, размещения государственных контрактов на ее поставку (закупку) среди предприятий, организаций и других субъектов хозяйственной деятельности Украины всех форм собственности.

Субъектами государственного заказа являются государственные заказчики и исполнители этого заказа. Государственными заказчиками могут быть министерства, другие центральные органы государственной исполнительной власти Украины, Правительство Автономной Республики Крым, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, государственные организации и учреждения, уполномоченные Кабинетом Министров заключать государственные контракты с исполнителями государственного заказа. Исполнители государственного заказа — это субъекты хозяйственной деятельности Украины всех форм собственности, которые изготовляют и поставляют продукцию для государственных потребностей.

Основным инструментом, который определяет экономические и правовые обязательства сторон и регулирует взаимоотношения заказчика и исполнителя, является государственный контракт (договор). С целью организации работ, связанных с формированием государственного заказа, размещения поставок продукции для государственных потребностей и контролем за их выполнением, Кабинет Министров Украины определяет и утверждает, во-первых, государственных заказчиков и, во-вторых, министерства, ведомства, другие центральные органы государственной исполнительной власти, которые координируют работу государственных заказчиков относительно размещения поставок продукции для государственных потребностей, формируют государственный заказ и доводят до государственных заказчиков сбалансированные с финансовыми ресурсами объемы поставок продукции для заключения государственных контрактов с исполнителями государственного заказа.

Государственные заказчики осуществляют выбор исполнителей государственного заказа, заключают с ними государственные контракты и гарантируют им оплату продукции. Они являются ответственными за удовлетворение государственных потребностей в соответствующей продукции. Следует подчеркнуть, что Кабинет Министров Украины является гарантом за обязательствами государственных заказчиков и обеспечивает их финансовыми ресурсами в объемах, необходимых для полной оплаты государственных потребностей. С целью экономического стимулирования выполнения государственных заказов исполнителям могут предоставляться льготы относительно налога на прибыль, льготные дотации и субсидии, кредиты на льготных условиях, валютные средства, таможенные и другие льготы.

Потребность в продукции, необходимой для обеспечения выполнения региональных целевых программ (поставки продукции для региональных потребностей), определяются Правительством Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями. Поставки продукции для выполнения региональных программ обеспечиваются за счет средств Республиканского бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов, а также внебюджетных источников, которые привлекаются для этой цели.

Планирование доходов и других обязательных платежей является основой для своевременного и обоснованного составления бюджетов.

Планирование каждого налога, сбора или другого обязательного платежа базируется на действующем законодательстве, которое регламентирует его взыскание. Основными элементами механизма вычисления доходов бюджета является база налогообложения и пруда налога. От уровня определенности этих двух элементов зависит уровень обоснованности плановых сумм налогов, собраний и других обязательных платежей, которые формируют доходную часть бюджета на перспективу.

Изучения объективных и субъективных факторов, которые влияют на формирование базы налогообложения, свидетельствует о том, что объем поступления налогов в конкретной количественной форме в значительной мере имеет вероятный, прогнозный характер, невзирая на то, что во время его прогнозирования учитываются реальные экономические процессы, а фундаментом прогноза являются программы экономического и социального развития как страны в целом, так и отдельных регионов. При этом необходимо учесть существующие тенденции, обнаружить возможные изменения в прогнозном периоде.

Прогноз поступлений доходов бюджета базируется на макроэкономических показателях развития страны, ведущих отраслей экономики страны, конкретных регионов, которые разрабатываются центральными экономическими ведомствами и местными органами власти и управления. При этом, как правило, прогноз формирования доходной части бюджета на следующий год осуществляется на основе отчетных данных за девять месяцев с учетом их динамики в четвертом квартале. В случаях, когда в четвертом квартале отчетного года предусмотрены существенные изменения, их обязательно необходимо учесть в расчетах на прогнозный период.

Отчетные данные о фактических ежемесячных поступлениях всех видов налогов, согласно бюджетной классификации, предоставляют финансовым органам государственные налоговые администрации. Следовательно, показатели отчетного года являются базой для прогнозных расчетов.

Следует также отметить, что прогнозы должны строиться на основе процессов и тенденций, которые имеют стойкий характер. Составляя прогноз, необходимо принимать во внимание фактические динамические ряды поступлений за прошлые годы. В случае необходимости их можно корректировать, учитывая конкретные экономические особенности того или другого периода развития государства. В условиях неустойчивого характера экономических процессов, которые происходят в экономике, самым вероятным может быть прогноз, составленный на следующий плановый год.

Прогноз, разработанный на более далекую перспективу, в нынешних условиях не имеет практического значения. Планирование сумм налога на прибыль базируется на принятой методике его вычисления. При этом самой сложной проблемой является определение облагаемой налогом прибыли на плановый период.

Разрабатывая проект Государственного бюджета, Министерство финансов планирует сумму налога на прибыль исходя из макроеконо-мічних показателей. В перечне этих показателей, которые являются основой для планирования налога, есть сумма балансовой прибыли.

Согласно действующему законодательству прибыль определяется как разница между валовыми доходами и валовыми расходами. Показатели прибыли и налога на него по отраслям и предприятиям государственной собственности возводят соответствующие министерства и ведомства, а по негосударственным предприятиям — Фонд государственного имущества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: