Правовое регулирование импортных операций. Принцип финансирования по мере выполнения планов значит, что средства выделяются не автоматически, а в соответствии с фактическим выполнением работ

Принцип финансирования по мере выполнения планов значит, что средства выделяются не автоматически, а в соответствии с фактическим выполнением работ, количественных и качественных показателей, которые предопределяют объемы расходов на конкретные цели в момент возникновения реальной потребности в предоставлении средств. Благодаря этому принципу денежные ресурсы могут находиться в постоянном оборотные. Выполнение этого принципа можно проследить во время финансирования капиталовложений и капитальных ремонтов, где в случае невыполнения планов усвоения средств неиспользованные денежные ресурсы учитываются при предоставлении бюджетных средств на следующий период.

Принцип необратимости и безоплатности финансирования государственных расходов означает выделение средств без прямого их возвращения государству и без внесения в государственные фонды средств любой платы за получение этих средств. В то же время экономическая выгода государства в расходной политике заключается в том, что непрямое (опосредствованное) возвращение полученных от государства средств реализуется в материальном приросте основных фондов в государственной и коммунальной производственной и непроизводственной сферах, увеличении прибыли государственных и коммунальных предприятий, подготовке квалифицированных кадров для общества и тому подобное.

Финансовая деятельность государства

Финансирование осуществляются на основании принципов:

1) плановости;

2) безоплатности и необратимости;

3) целевого направления средств;

4) эффективности использования;

5) финансирование по мере выполнения плана;

6) оптимального сочетания собственных, бюджетных и кредитных источников;

7) осуществление контроля за использованием средств;

8) отчетность и учет ранее использованных средств.

Финансовая деятельность государства обеспечивается принципом плановости, поскольку все расходы из централизованных фондов средств должны обязательно отображаться в финансовых планах. Объективной необходимостью планирования при нынешних условиях является усиление социальной направленности финансовых планов, отказ от остаточного метода финансирования социальной сферы. Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы.

Финансовое планирование осуществляется путем составления финансовых планов — индивидуальных и сводных. Индивидуальные финансовые планы включают балансы доходов и расходов предприятий, сметы бюджетных учреждений и тому подобное. Сводные финансовые планы разделяются на общегосударственные (сводныйеден финансовый баланс, государственный бюджет, баланс доходов и расходов населения), территориальные (местные бюджеты, сводные финансовые балансы территорий, планы финансовых институтов) и отраслевые (финансовые планы министерств, ведомств, корпораций, объединений и т. д.). Все финансовые планы связаны между собой в результате юридической и экономической природы бюджета.

Характерной чертой расходных правоотношений является их безоплатный характер, поскольку средства из бюджета выделяют на выполнение определенных задач и функций уполномоченных органов или финансирования общегосударственных или местных программ и не требуют возвращения.

Принцип целевого направления финансирования государственных расходов заключается в необходимости сурового соблюдения во время осуществления расходов целей и мероприятий, которые финансируются в соответствии с утвержденными финансовыми планами. Если сметой бюджетного учреждения предусмотрена определенная сумма, которая должна направляться на финансирование текущих расходов в течение отчетного периода, такая сумма может отпускаться именно на финансирование текущих расходов (например, выплату заработной платы работников или финансирования командировок). Средства должны отпускаться и использоваться в пределах утвержденных финансовых планов на основании четко определенных нормативов.

Действующее законодательство четко ограничивает возможность использования средств не по целевому назначению, поскольку есть угроза недофинансированния плановых расходов. Для соблюдения принципов эффективности и сбалансированности бюджетов соответствующего уровня бюджетным учреждениям запрещено осуществлять заимствование в любой форме или предоставлять за счет бюджетных средств займа юридическим и физическим лицам, кроме случаев, предусмотренных законом о Государственном бюджете Украины. Таким образом законодатель пытается избежать возможностей отвечать за счет бюджетных средств в случае невозможности выполнения бюджетным учреждением своих обязательств за гражданско-правовыми соглашениями, как и терять бюджетные ресурсы в связи с невозвращением заимствованных средств третьими лицами.

В подтверждение реализации этого принципа в Украине 14 сентября в 2002 г. была утверждена Концепция применения программно целевого методу в бюджетном процессе. Целью его внедрения было установление непосредственной связи между выделением бюджетных средств и результатами их использования. Внедрение программно целевого методу в бюджетном процессе направлено, в частности, на обеспечение прозрачности бюджетного процесса, который четко определяет цели и задания, на достижение которых тратятся бюджетные средства, повышения уровня контроля за результатами выполнения бюджетных программ.

Эффективность использования средств имеет целью получение общественно необходимого или желаемого результата при минимальных расходах трудовых и материальных ресурсов. Реализация этого принципа на практике означает совершенствование форм и методов оперативного управления производственной и финансовой деятельностью государства, разработку дополнительных рычагов и стимулов, направленных на сокращение материальных потерь и непродуктивных расходов, интенсификацию производства и использование научно-технического прогресса; использование высоких компьютерных технологий и ноу-хау.

Принцип оптимального сочетания собственных, кредитных и бюджетных средств заключается в том, что во время определения объема финансирования на всех уровнях сначала учитывается наличие и возможность использования собственных средств или сокращения собственных расходов, а затем — возможность получения банковских кредитов, и только при объективной невозможности покрыть расходы из вышеупомянутых источников решается вопрос о выделении бюджетного или ведомственного финансирования. Этот принцип применяется на стадии планирования, распределения и использования государственных ресурсов во время покрытия текущих расходов и капиталовложений. Этот принцип достаточно сложно реализуется в полной мере на практике, поскольку кредитно-финансовые учреждения неохотно идут на финансирование предприятий и учреждений, которые финансируются за счет бюджетных средств, особенно учитывая последние изменения бюджетного законодательства относительно запрещения бюджетным учреждениям осуществлять заимствование.

Принцип сдержки режима экономии применяется на стадии фактического использования средств и проявляется в рациональном использовании трудовых и материальных ресурсов, новейших ресурсосберегающих технологий, повышении норм выработки сырья и природных ресурсов и тому подобное. В частности, действующее законодательство, которое определяет правовые принципы сметно-бюджетного финансирование, устанавливает, что обязательным является выполнение требования относительно первоочередного обеспечения бюджетными средствами расходов на оплату труда с начислениями, а также на хозяйственное содержание учреждений. Во время определения расходов в проектах смет учреждения должен обеспечиваться суровый режим экономии средств и материальных ценностей. К сметам могут включаться только расходы, предусмотренные законодательством, необходимость которых предопределена характером деятельности учреждения. Расходы на приобретение оборудования, капитальный ремонт помещений и тому подобное, которые не являются первоочередными, могут предусматриваться лишь при условии обеспечения средствами безотлагательных расходов и отсутствия задолженности. Расходы на заработную плату из средств специального фонда вычисляются в зависимости от объема деятельности, которая проводится с применением установленных законодательством норм, которые используются учреждениями аналогичного профиля.

Поиск и развитие техники и технологии производства, поиск дешевых ресурсов могут привести к экономии и рациональному использованию природных, материальных и денежных ресурсов государства.

Определяющее место в реализации расходной политики государства принадлежит всестороннему финансовому контролю, который обеспечивает сдержку финансовой дисциплины всеми участниками расходных отношений. Контроль дает возможность выяснить ошибки и недостатки в финансовой деятельности государства и принять меры относительно их устранения. На основании полученных информационных данных разрабатываются показатели для перспективного и текущего планирования государственных расходов во время определения целевого направления средств и их оптимальных объемов.

Следовательно, финансирование государственных расходов является плановым, целевым, безвозвратным и безоплатным отпуском средств, который осуществляется с учетом оптимального сочетания собственных, кредитных и бюджетных источников финансирования, проводится в меру осуществления планового использования средств для обеспечения выполнения общегосударственных функций, а также для содержания социально-культурной сферы, создания социальных гарантий населения и выполнения обязательств государства, с соблюдением режима экономии при всестороннем постоянном контроле.

В зависимости от источников финансирования и планирования их в бюджетах расходы могут подразделяться на централизованных (какие покрываются за счет бюджетов и централизованных внебюджетных целевых фондов) и децентрализующих (покрываются за счет собственных средств предприятий разных форм собственности). В процессе деятельности относительно осуществления бюджетных расходов государства и органов местного самоуправления возникает широкий круг отношений, которые обязательно приобретают форму правоотношений и имеют денежный характер. Однако эти отношения регулируются разными отраслями права. Отношения из покупки-продажи продукции и получение прибылей является гражданско-правовыми отношениями.

В финансовых правоотношениях из расходов всегда принимают участие три субъекта. В первую очередь, это уполномоченный государством или местным органом самоуправления субъект, который представляет публичный финансовый интерес, поскольку отношения в отрасли публичных расходов не возникают в интересах отдельной юридической или физической личности, а в интересах государства или органа местного самоуправления. Вторым обязательным субъектом отношений у отрасли расходов является банк, в котором открытый счет третьего субъекта и через который Государственное казначейство выдает средства. Третий субъект — получатель средств, выделенных из соответствующего бюджета по назначению, указанным в смете. Получателем бюджетных средств являются государственные и муниципальные учреждения, предприятия и организации. А если есть решение о выделении средств из государственного или местного бюджета предприятиям негосударственной или муниципальной формы собственности, средства выдаются им.

Совокупность финансово правовых норм, которые регулируют отношения в отрасли расходов, составляют раздел Особенной части финансового права как учебной дисциплины. В этих отношениях отображается специфика правовых режимов государственных и муниципальных расходов, потому отношения в отрасли расходов образуют два, как принято считать, правовых институты, или два правовых режима финансирования.

Правовые режимы финансирования хозрасчетных предприятий разных форм собственности и организаций, которые не занимаются предпринимательской деятельностью, разные как по источникам финансирования, так и за предметно целевым направлением средств.

В зависимости от субъектов, которым предоставляются средства для их функционирования, содержания и порядка утверждения финансовых планов, на основании которых выделяются из разных источников ассигнования, содержания прав и обязанностей этих субъектов, а также за предметно целевым направлением расходов различают:

1) правовой режим финансирования государственных и муниципальных организаций, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного полномочия;

2) финансирования учреждений и организаций, как государственных, так и муниципальных, которые от своей уставной деятельности никаких доходов не получают, а полностью финансируются из государственного или местных бюджетов, то есть находятся на сметно-бюджетному финансировании.

На основе вышеизложенного, расходы государственного и местных бюджетов можно определить как основанные на финансово правовых нормах прямые плановые расходы государства и местных органов самоуправления, связанные с их функционированием, что покрываются за счет бюджетных ассигнований и независимо от направления осуществляются на принципах, установленных государством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: