double arrow

Особенности рассмотрения дел судом присяжных

Судебные коллегии верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов.

Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа.

Судебные полномочия.

Структура судов среднего звена. Полномочия структурных подразделений

Суды среднего звена в отличие от нижестоящих судов имеют в своем составе не только судей и председателя, но и определенные подразделения, выполняющие судебные функции.

В состав суда областного звена входят:

- Президиум;

- Судебная коллегия по гражданским делам;

- Судебная коллегия по уголовным делам;

Президиум. Президиум суда среднего звена – специально создаваемый орган соответствующего суда, который утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей края, области, автономной области, автономного округа, городов федерального значения (за исключением Президиума верховного суда республики).

Согласно ч.1 ст.44 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» состав Президиума верховного суда республики формируется несколько иным образом. А именно, он утверждается, не Президентом РФ, а законодательным (представительным) органом республики и не по представлению Председателя Верховного Суда РФ. а председателя верховного суда республики.

Судебные коллегии. В состав суда среднего звена входят также:

- Судебная коллегия по уголовным делам;

- Судебная коллегия по гражданским делам.

Порядок формирования Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам судов среднего звена следующий: они утверждаются Президиумом суда из числа судей этого суда.

Судебные коллегии судов среднего звена рассматривают дела, подсудные им, в следующих составах:

- в первой инстанции дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей, уголовные дела также могут быть рассмотрены судьей и коллегией присяжных заседателей;

дела по жалобам и представлениям на приговоры, решения и определения районных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступивши в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей;

гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельствам рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей.

Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа принимает постановления большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании.

При этом он обладает следующими организационными полномочиями:

- утверждает по представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа из числа судей этого суда составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам;

- рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;

- заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы работы аппарата суда;

- оказывает помощь районным судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с министерством юстиции республики, управлениями и отделами юстиции краев, областей, городов федерального значения, автономной области или автономных округов;

- осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Президиум верховного суда республики, помимо того, вправе рассмотреть и разрешить вопрос о внесении представления в законодательные (представительные) органы республики в порядке осуществления законодательной инициативы, и о толковании законов республики.

Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа в пределах своей компетенции рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств).

В частности он:

- в надзорном порядке рассматривает гражданские дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения и определения этих судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения тех же судов; на апелляционные решения и определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей (п.1 ч.2 ст.377 ГПК), а уголовные дела – по жалобам и представлениям на кассационные определения верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, на вступившие в законную силу приговор, определение и постановление районного суда, приговор и постановление мирового судьи (п.1 ст.403 УПК);

- рассматривает заключение прокурора о необходимости возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении приговоров и определений районных судов (п.2 ч.1 ст.417 УПК);

- пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам свои вынесенные в надзорной инстанции по гражданским делам постановления, которыми изменено решение суда первой инстанции или постановлено новое решение (ст.393 ГПК).

Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам судов среднего звена рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Дела подсудные указанным коллегиям, которые рассматриваются в первой инстанции указаны в 3 вопросе.

В кассационном порядке Судебная коллегия по гражданским делам суда среднего звена проверяет законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений и определений принятых в первой инстанции районными судами, а Судебная коллегия по уголовным делам – приговоров или иных решений первой или апелляционной инстанции районного суда (п.1 ч.3 ст.355 УПК, п.1 ч.1 ст.337 ГПК).

Помимо этого, Судебная коллегия по гражданским делам суда среднего звена пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам собственные решения, вынесенные в первой инстанции, а также определения, которыми изменено решение суда первой инстанции или постановлено новое решение, – в кассационной инстанции (ст.393 ГПК).

Помимо осуществления правосудия Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Участие граждан в отправлении правосудия является одним из его конституционных принципов (ч.5 ст.32 Конституции РФ).

Суд присяжных в настоящее время выступает в качестве единственной формы участия граждан в отправлении правосудия в судах общей юрисдикции. Причем его компетенция ограничена только уголовными делами, подсудными судам областного звена.

Принципиальным отличием и преимуществом института присяжных заседателей является их независимость от судьи-профессионала при вынесении решения. Это обеспечивается:

- во-первых, отдельным от председательствующего судьи расположением коллегии присяжных;

- во-вторых, разделением между присяжными и судьей-профессионалом полномочий – если присяжные решают вопросы факта (доказано ли, что деяние имело место; доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого деяния и, если виновен, заслуживает ли он снисхождения), то судья-профессионал – вопросы права (определение меры наказания в случае вынесения присяжными обвинительного вердикта и др.). Причем присяжные могут признать лицо невиновным в совершении преступления даже в случае положительного ответа на два первых вопроса.

Порядок привлечения граждан для участия в уголовном судопроизводстве в качестве присяжных заседателей регулируется Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20 августа 2004 г.

Статья 2 Закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» устанавливает, что участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей является не только правом, но и гражданским долгом.

Согласно п.2 ч.2 ст.30 УПК РФ уголовные дела, подсудные верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду, и рассматриваются судом в составе профессионального судьи и коллегии из двенадцати присяжных заседателей по ходатайству обвиняемого.

Перечисленным судам подсудны дела об убийстве, совершенном при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании, совершенном при отягчающих обстоятельствах, торговле несовершеннолетними при особо отягчающих обстоятельствах, террористическом акте, захвате заложников, совершенном при отягчающих обстоятельствах, и других тяжких и особо тяжких преступлениях, исчерпывающий перечень которых содержится в указанной норме, уголовные дела, принятые этими судами к производству при передаче по подсудности (ст.34 УПК РФ) и при изменении территориальной подсудности дела (ст.35 УПК РФ), а также уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

С участием присяжных заседателей могут рассматриваться уголовные дела также и в Верховном Суде РФ в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей федеральных судов по их ходатайствам, заявленным до начала судебного разбирательства. Указанные лица имеют право на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей, в случае, если они обвиняются в преступлениях, перечисленных в ч.3 ст.31 УПК РФ, и заявили ходатайство о рассмотрении дела судом «присяжных».

Право на заявление ходатайства о рассмотрении дела судом присяжных следователь должен разъяснить обвиняемому при ознакомлении с материалами уголовного дела в порядке, предусмотренном ч.5 ст.217 УПК РФ. Такое ходатайство обвиняемый может заявить не только после ознакомления с материалами уголовного дела, но и после направления дела в суд в течение 7 суток после получения копии обвинительного заключения или обвинительного акта (ч.2 ст.233 УПК РФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: