Истоки развития

ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ

1.

Возникновение социологии и ее становление как самостоятельной науки связаны с теми общественными потрясениями, которые происходили по разным причинам в XVIII и XIX веках. Раздробление абсолютной монархии в большинстве стран, распад в связи с этим жесткой социальной структуры феодального общества, стремительное развитие капиталистического способа производства — крупнейшие социально-экономические события рубежа XVIII-XIX веков. Государство и общество, власть и народ, индивид и социум начинают дифференцироваться и осознаваться как самостоятельные субъекты действительности и объекты науки.

Вопросы свободы и равенства, вопросы общественного устройства и социальной справедливости попадают в центр общественного внимания. Капитализм в его прагматических целях начинает нуждаться в науке, и это дает толчок развитию естественных дисциплин.

Однако весьма скоро становится очевидно, что капиталистический способ производства неизбежно сопровождается кризисами. Почти все общественные институты, которые казались столь устоявшимися и незыблемыми, начинают выглядеть как проблема. Такие традиционные институты, как церковь, приход, большая семья, или теряли свое былое значение, или распадались (как, например, большая феодальная семья), и их задачи переходили в заботу государства, тем самым социально-политические «обязанности» государства увеличивались. С другой стороны, религия и философия, которые раньше успешно занимались решением социальных и нравственных проблем, уже не справлялись с этим в изменившихся условиях. Все это вместе взятое подводило к неизбежности возникновения такой науки, которая бы специализировалась на исследовании общественных проблем и на накоплении знаний по этим проблемам. Так возникает социология. Ее прагматическая функция — «добывать» знания о существующих в обществе проблемах и «передавать» их в те инстанции, которые правомочий принимать конкретные решения на основе этих научных знаний. Социологии присуща критичность по отношению к общественным проблемам и стремление к глубинному раскрытию общественных проблем. Как и в каждой науке, в социологии теория и практика тесно связаны между собой: результаты исследования применяются на практике, а на основе эмпирических результатов исследования происходит разработка социологической теории.

По своим задачам и характеру социология всегда являлась оппозиционной наукой. Как наука, которая изучает общество и применение власти, она часто оказывалась «сомнительной», особенно в таких общественных условиях, в которых власть являлась каким-то образом «сконцентрированной». При этом часто возникали противоречия между власть имущими и исследователями. Демократизация общества означала, что социум начали ставить выше государства. Таким образом, и те науки, которые изучали общество, приобрели в новых условиях большее значение. Благодаря своей критичности социология и в дальнейшем сохранила определенный оппозиционный характер. На оппозиционные же науки всегда смотрели несколько косо; например, в Германии 30-х годов социология не была «любимицей» среди наук, потому что она обращала слишком большое внимание на феномен власти. Как уже говорилось выше, социология имеет особо выраженную прикладную функцию. Она ставит своей целью решение общественных проблем и применение приобретенной информации в общественной деятельности. В разной связи, например в социалистических странах, подчеркивали эту сторону социологии и пытались использовать социологию и приобретенную ею информацию в управлении и ру ководстве обществом. При таком подходе существует, однако, опасность, что наука становится тесно связанной со взглядами и ценностями власть имущих и теряет свою первоначальную критичность. Детерминированность временем и социальными условиями, свойственная общественным наукам вообще, проявляется в социологии особенно остро, поскольку она является наукой, которая непосред ственно изучает общество и его членов, людей и их проблемы.

1.2. РАННЯЯ СОЦИОЛОГИЯ Изучаемые социологией проблемы не новы. Во все времена в той или иной форме существовали власть, различные отношения между людьми, взаимовлияния и споры. И всегда их стремились изучать и толковать, хотя и не под названием социологии, поскольку она как самостоятельная наука весьма молода. Например, уже Платон и Аристотель рассматривали вопросы, которые можно отнести к общественным наукам и социологии. Так, Платон (427-347) разработал структуру идеального государства, возглавляемого философами. В таком государстве особое значение придается воспитанию. Государство занимает главенствующее положение, и люди приспосабливаются к его принципам: человек — продукт государства.

Воспитание в этом случае преследует выгоду государства, целью воспитания личности становятся интересы государства. Речь идет о ярко выраженной кол лективности, когда индивид — зависимая, а общество — независимая переменная.

Взгляд Аристотеля (384-322) является противоположным: индивиды образуют общество и тем самым и государство. Качества индивидов определяют характер и своеобразие общества. Естественно, что и целью воспитания при таком подходе является индивид. Речь идет о концепции индивидуализма, по которой индивид — независимая, а общество — зависимая переменная.

В полярности взглядов этих ученых отражается прежде всего их время, обильное социальными переменами: Платон видел падение Афин, Аристотель — подъем греческого города-государства.

Противопоставление индивид — общество было актуально всегда. Однако раньше ученые старались при изучении общественных явлений и поведения человека преподать, что нужно делать. Началом социологии можно считать тот момент, когда стали выяснять, что люди в действительности делают. На смену нормативно- дидактическому методу пришло изучение действительного поведения людей и действительных социальных явлений.

Уже ранние исследования общественных вопросов, основанные на наблюдении и опыте, стали подрывать веру в абсолютные и непререкаемые ценности. Появлению новой науки, социологии, особенно способствовали идеи просветительства. Глав ные из них следующие: — человек способен познавать Вселенную; — человек способен использовать природу для своих потребностей; — наблюдение и способность к умозаключениям приближают к истине; — критичность является одним из способов приближения к истине.

Эти постулаты явились новым критерием ценностей в научных исследованиях и в познании жизни вообще. Родиной просветительных идей была Англия, но их радикальные формы развивались и во Франции.

Одним из предшественников социологического мышления, теории и методов социологии можно считать французского философа и историка Монтескье (1689- 1755). Он декларировал важность сравнительного исследования и взаимозависимость социальных элементов общества, а также уделял особое внимание политическим и государственным институтам. Он пытался определить предпосылки трех форм государственного управления — демократии, монархии и деспотизма — с помощью типизации. Попутно заметим, что классификация и типизация — главнейшие «инструменты» любой науки. Ключевыми понятиями Монтескье среди прочего являются факты, действительность, а также демографические и территориальные факторы.

Второй французский представитель ранней социологии Жан-Жак Руссо (1712- 1778) известен своей теорией, согласно которой человек хорош изначально, по своей натуре, но общество «портит» его. По мнению Руссо, общественный договор (contrat social) должен сделать совместную жизнь людей такой, чтобы в ней реализовались идеалы свободы и равенства. Это могло бы осуществиться наилучшим образом в маленьких обществах типа древних республиканских городов-государств.

Согласно Руссо, общество создано общей волей людей, и законы общества являются выражением этой воли. С помощью референдумов проверяется наличие, ослабление или отсутствие общей воли.

Руссо считается по многим причинам пионером социологического мышления. Он уже ясно видел существование классов и классовых конфликтов, а также общественное значение неравенства. Кроме того, он понимал значение общественных перемен и роль человека в этих переменах как их зачинателя и руководителя.

Просветительные идеи воплотились в жизнь во Французской революции, однако вызвали обратную реакцию и доминирование консервативной философии. По сравнению с XVIII веком XIX век перемещает внимание с индивида на группу, а также с критики существующего строя на его защиту, с социальных перемен на социальную стабильность. Типичными понятиями этой эпохи стали традиция, авторитарность, статус, связь, функция, норма, символ, ритуал. Общество описывается при таком подходе следующим образом.

— Общество в действительности значительнее индивида. Без социальной группы или связей индивид не имеет значимого существования: он приобретает свою человеческую сущность только путем взаимозависимого участия в обществе.

— Общество состоит из отношений и институтов, и индивиды являются только wkem`lh того и другого и при этом выполняют определенные роли и имеют определенные статусы.

— Разные части общества взаимосвязаны, так что перемена в какой-либо одной части потрясает общество в целом.

— Для нормального функционирования общества в его составе необходимы малые группы: семья, соседство, религиозная группа, профессиональная группа и некоторые другие. Названные группы являются основными, но не единственными еди ницами общества.

— Равенство дурно, потому что оно разрушает установившийся в течение времен порядок. Иерархия и статус равно необходимы в семье, церкви и государстве; без них социальная стабильность невозможна.

Эти взгляды консервативного склада оказали сильное влияние на мышление многих социологов.

Социология является очень молодой наукой. Ее основоположником считается французский философ Огюст Конт (Auguste Comte, 1798-1857). Немаловажной причиной этого является то, что именно он начал употреблять название «социология» (лат. socius — товарищ, societas — общество и греч. logos — учение). Вторым основоположником социологии считается единомышленник и друг Конта — Клод Анри де Сен-Симон (Claude Henri de Saint, Simon, 1760-1825).

Научные взгляды Сен-Симона формировались, с одной стороны, под влиянием просветительства, с другой — постулатов консерватизма. Суть его научно- практической деятельности — социальная критика и новаторство. Современное ему общество он характеризовал как индустриальное и видел в нем существенные противоречия и деструктивность. Так, он резко критиковал излюбленные консерваторами идеи стабильности и равновесия общества, за что приписывается к числу предшественников социализма.

Рассматривая общественное развитие, Сен-Симон видел характерное для него постоянное чередование организованных периодов с критическими стадиями. В первом случае проявляется социальная интеграция, во втором — противоречия и релятивизм ценностей. Сен-Симон видел путь решения общественных проблем, в частности улучшение положения рабочих, в морально-религиозной реформе. Эта реформа в идеале должна была базироваться на добровольном желании владельцев предприятий улучшить условия рабочих. Такого, естественно, не происходило, и рабочие должны были бороться за свои интересы сами. Безусловная позитивность интенций, но практическая их нереализуемость — вот причина, по которой К.

Маркс и Ф. Энгельс называли Сен-Симона утопическим социалистом.

Сен-Симон впервые предложил планирование как способ управления хозяйством, и поэтому его можно считать также одним из основоположников экономической социологии. Сен-Симон верил в значение науки и силу разума. Сен- Симон назвал «социальной философией» ту область знаний, которую Конт именовал +qnvhnknchei;.

Конт родился в южной Франции в городе Монпелье в католической, чиновничьей семье, имевшей монархические взгляды. В 1814 году он поступил в парижскую элитную школу Scole polytechnique, где готовили чиновников высших рангов для системы общественного управления. В обучении особое внимание уделялось естественным наукам и математике. Конту пришлось бросить учебу уже в 1816 году, когда школу из-за нестабильной обстановки закрыли. Ее открыли снова в 1830 году, и Конт получил там уже место преподавателя. В промежуток с 1817 по 1824 год он был секретарем и помощником Сен-Симона.

Мировоззрение Конта формировалось под влиянием философии просветительства, а также тех политических переворотов, свидетелем которых он оказался. Он наблюдал также начало промышленного переворота и постоянные споры между наукой и религией. Его личная судьба складывалась драматично: в 1851 году он лишился своей постоянной работы и жил после этого на гонорары за свои книги и на деньги, собираемые для него его друзьями.

Конт читал цикл лекций, в которых формулировал свои социологические идеи.

На основе этих лекций он написал впоследствии свое главное произведение — шеститомный «Курс позитивной философии». Конт стремился предотвратить мораль ное разложение общества и организовать общество заново по законам «позитивного гуманизма». Он подчеркивал самоценность идей как основу общественного строя и придавал особое значение тем идеям, которые укрепляли бы моральный порядок.

Социология Конта является своего рода «социальной физикой», с помощью которой он хотел утвердить общественные законы и организовать общество заново по избранной им системе ценностей.

Конт пытался применять принципы философии просветительства в решении коренных проблем своего времени и пришел к теории социологического развития, которая базировалась на разуме и системе господствующих социальных ценностей.

Конт различал в развитии человечества три стадии: теологическую, или воображаемую, метафизическую, или абстрактную, позитивную, или научную. На первой стадии человек понимает природные явления как результат действия сверхъестественных сил, духов и богов. На второй стадии все явления объясняются как результат действия абстрактных причин, идей, мировоззрений и сил. На третьей стадии человек занимается наблюдением природных явлений и поисками закономерностей между ними. Таким образом, эмпирическое познание вы тесняет мифологически-религиозное. Управление действием и мышлением получает материалистическое основание.

На третьей, или позитивной, стадии происходит соединение теории и практики: знание законов, определяющих события, делает возможным управление событиями.

Приведенная ниже таблица отражает трехступенчатую модель Конта. Из нее bhdmn, что позитивная ступень связана с эпохой индустриального общества, когда социология становится одной из ведущих наук, и ученые вместе с руководителями промышленности занимают ведущее положение в обществе.

Стадия Теологическая Метафизичес Позитивная развития кая Первопричина Скрытые силы Абстрактная Взаимоотноше развития сущность ния явлений Области науки Теология Математика Социология Руководитель Священник Юрист Ученый (воинская (священство) (руководители элита) промышленност и) Общественная Милитаризован Юридическая Индустриальна форма ная я Тип социаль Семья Государство Народ ной единицы По этой модели развитие идет от теологической и метафизической стадии к высшей ступени — позитивизму.

Конт определял в социальной системе две основные части: социальную статику и социальную динамику. Первая представляет собой прежде всего структуру и строй общества, а также законы человеческого существования, вторая означает изменение как таковое и его законы. Для выяснения и понимания деталей социальной статики и динамики применяется метод наблюдения, опыта и сравнения.

Таким образом, выявляются социальные законы и закономерности общего социального развития.

Согласно Конту, позитивистский метод ведет к познанию основ. При объяснении общественных явлений исследователь сталкивается с самыми раз нообразными и многозначными причинными связями, но, изучая общество достаточно долго и тщательно, как в статическом, так и в динамическом состоянии, можно постепенно выявлять общие законы общественных событий и явлений.

Изучая общественные явления, Конт подошел к созданию специальной науки, которая бы могла объяснить эти явления и даже по возможности управлять ими.

Эта наука получила название социологии и в качестве основы избрала естествен нонаучные методы. Для Конта идеальной представляется позитивистско-научная эпоха, когда социолог, будто представитель нового священства, может управлять общественной деятельностью.

При создании «закона о трех ступенях», который иногда называли законом человеческого развития, он сделал также набросок иерархии наук. В этом смысле он является социологом в теории познания (гносеологии), так как он пытается постичь сущность и развитие науки, результатом чего явилось открытие им некоторых существенных признаков науки как таковой. По мнению Конта, теологический и метафизический подходы лишены научности, т. к. игнорируют метод наблюдения. Социология же не исключает наблюдение, а базируется на нем.

Но и она, несмотря на этот позитивный посыл, еще многого должна достичь в своем развитии.

Представленные выше типологии и модели Конта настолько важны и значимы, что позволяют считать их автора основоположником социологической науки и теории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: