Капитал, требующийся для начала дела, как правило, невелик.
Эффект масштаба не имеет большого значения.
Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка.
Условия возникновения монополистической конкуренции.
Основные черты рынка МК.
1. Наличие множества продавцов и покупателей (хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между ними практически невозможен; каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику).
2. Сравнительно свободный вход на рынок и уход с него (это не означает, что отсутствуют к-л ограничения для вступления в отрасль. Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма, торговые марки. Однако в отличие от монополии патенты не носят исключительный характер, т.к. патентуются товары-субституты).
7. Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта
|
|
7.Олигополия: понятие, основные черты.
Для олигополии характерно три признака:
1) В отрасли присутствует две или несколько фирм (обычно до 10) так, что отрасль не является чисто монополизированной.
2) Кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер, поэтому в отрасли не действуют правила совершенной конкуренции.
3) В отрасли функционирует по крайней мере одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов, поэтому нельзя считать, что в отрасли наблюдается монополистическая конкуренция.
На олигопольном рынке продукция может быть и не быть дифференцированной.
Для олигополии характерно ограничение доступа на рынок других фирм. Среди можно назвать следующие причины этого:
1) эффект масштаба может сделать не выгодным существование многих фирм на рынке.
2) лицензирование и патенты затрудняют доступ на рынок.
3) контроль над редкими источниками сырья.
Характерная особенность олигополистического рынка — зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают (иногда открытое и даже оформленное) соглашение о дележе рынка — «картельное соглашение».
Картель представляет собой соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничение рынков сбыта и долю («квоту») каждого участника в общем объеме производства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо-сбытовой деятельности участников.
|
|
Невозможность полностью и постоянно использовать картель для взаимодействия олигополистических фирм вынуждает их идти на негласные экономические соглашения, тайную экономическую политику в области изменения цен и разграничения сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться как через особую экономическую политику олигополистических фирм в виде «жесткости цен» или «лидерства в ценообразовании», Так и через особые организации типа «патентных пулов» (или консорциумов).