double arrow

Определение оптимальной цены и объема производства в условиях чистой монополии

1

Традиционная классификация основных рыночных структур.

ЛЕКЦИЯ 7 ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

1.Традиционная классификация основных рыночных структур. 1

2.Модель совершенной конкуренции: признаки, достоинства, недостатки. 2

3.Модель чистой монополии: основные черты, виды монополий. 3

4.Определение оптимальной цены и объема производства в условиях чистой монополии. 4

5.Показатели монопольной власти: индекс Лернера, индекс Херфиндаля-Хиршмана. 5

6.Условия возникновения монополистической конкуренции. 5

7.Олигополия: понятие, основные черты. 6

8.Ценовая война, виды ценовой дискриминации. 7

Отраслевой рынок– это группа фирм, производящих блага, предназначенные для удовлетворения одной потребности и являющиеся взаимозаменяемыми.

Рыночная структура– это совокупность признаков рыночной организации, определяющих характер взаимодействия фирм на отраслевом рынке и обусловливающих способ установления рыночного равновесия.

Рынок - это механизм взаимодействия покупателей как представителей рыночного спроса и продавцов, представляющих рыночное предложение: в ходе этого взаимодействия устанавливается равновесная рыночная цена

Факторы выделения типов рыночных структур:

• Концентрация продавцов;

• Концентрация покупателей;

• Полнота рыночной информации;

• Условия вступления в отрасль и выхода из нее;

• Степень контроля производителей над ценами;

• Характер взаимодействия фирм.

Рыночная структураопределяется условиями, в которых образующие ее фирмы конкурируют между собой.

К числу этих условий относятся: количество и размеры фирм, характер продукции, контроль над ценой, условия входа-выхода из отрасли, доступность информации

Таблица 1 - Рыночные структуры (базовые)

  Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Количество и размеры фирм Множество мелких фирм Множество мелких фирм Несколько крупных фирм Одна фирма
Тип продукта Стандартизированный Дифференцированный Стандартизированный или дифференцированный Уникальный, нет близких заменителей
Контроль над ценой Отсутствует Некоторые, но в довольно узких рамках Ограниченный взаимозависимостью; значительный при тайном сговоре значительный
Условия входа и выхода из отрасли Никаких затруднений Никаких затруднений Возможны отдельные препятствия при входе Практически непреодолимые препятствия на входе
Доступность информации Равный доступ ко всем видам информации Некоторые ограничения Некоторые ограничения Значительные ограничения
Неценовая конкуренция Отсутствует Значительный упор на рекламу (торговые знаки, марки и т.д.) Очень типично, особенно при дифференциации продукта Главным образом реклама, связи фирмы с общественными организациями
Примеры С/х Розничная торговля, производство одежды и т.д. Производство стали, автомобилей, с/х инвентаря, бытовых приборов Местные предприятия общественного пользования (метро)

2.Модель совершенной конкуренции: признаки, достоинства, недостатки.

Конкуренция является совершенной при наличии следующих условий:

1. Большое число фирм, производящих однородную продукцию – размеры по сравнению с общим объемом рынка малы – не менее 1%. Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы. Сговор исключен.

2. Однородность продукции разных предприятий в составе сектора, т.е. все ее единицы абсолютно равны в представлении покупателя и на их выбор не влияет информация о том как, когда и кем они были произведены. Т.о. неценовая конкуренция (реклама, качество, стимулирование сбыта) невозможна. Перекрестная эластичность спроса равна бесконечности.

3. Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и присутствуют возможности свободного выхода из него. Нет серьезных препятствий - законодательных, технологических, финансовых и пр. – для возникновения фирм на рынке. Свободный прилив капиталов из отрасли в отрасль (мобильность факторов производства).

4. Равный доступ ко всем видам информации как со стороны потребителей (полная информация о характеристиках продукта, ценах на него), так и производителей (располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства).

Выделим достоинства совершенной конкуренции:

1. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам.

2. Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей.

К недостаткам совершенной конкуренции относят:

1) Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ.

2) Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно–технического прогресса.

3) Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции.

3.Модель чистой монополии: основные черты, виды монополий.

Монополия является полным антиподом совершенной кон­куренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.

В условиях монополии производитель способен пол­ностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответ­ствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить макси­мальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вари­антов предопределен величиной прибыли, получаемой от про­дажи возможного количества товара по данной цене.

Итак, какие же черты отличают монополию от совершен­ной конкуренции?

- Единственный продавец (монополист).

- Реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынуж­ден платить установленную монополистом цену (или отка­заться от покупки данного товара).

- Полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж.

- Для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры.

Существуют следующие виды монополии:

1) Закрытая монополия.

2) Открытая монополия.

3) Естественная монополия.

4) Административная монополия

На конкурентном рынке равновесие может быть достигнуто в точке С, где

РС = МС.

Равновесный объем в условиях монополии устанавливается в точке: MR=MC, однако оптимаьная цена устанавливается путем проецирования на кривую D.

В условиях монополии перемещаемся к монопольной цене Pm и количеству продукции Qm. Т.к. монопольная цена превышает предельные издержки Pm>MC

SABC – величина чистых потерь общества от монополизации.

5.Показатели монопольной власти: индекс Лернера, индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Рыночная власть представляет собой ситуацию, при которой продавец может повышать цену на продукцию путем ограничения собственного объема выпуска.

Монопольная власть – способность продавца влиять на рынок товара. Степень монопольной власти зависит от наличия товаров – субститов и общей доли продаж на рынке.

Монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1/Е).

Монопольная власть может быть измерена величиной, на которую цена превышает предельные издержки – показатель монопольной власти Лернера: , где IL>0 – рынок несовершенной конкуренции; IL=0 – рынок совершенной конкуренции; IL=1 – рынок чистой монополии.

Монополист выпускает продукцию на эластичном отрезке линии спроса там, где ed > 1, или, в крайнем случае, ed = 1. IL – абсолютная рыночная власть со стороны фирмы.

Индекс Херфиндаля – Хиршмана показывает степень концентрации рынка. Индекс рассчитывается как сумма квадратов долей фирм конкретной отрасли: , где Si – доля i-го предприятия в общем выпуске отрасли, выраженная в процентах. В процентах его максимальное значение равно 10000, а в долях – 1. HHI < 1000 – неконцентрированный рынок, допускается слияние фирм. 1000 < HHI < 1880 – умеренно концентрирован, изучается допустимость слияния. HHI > 1800 – немногочисленный рынок.

1

Сейчас читают про: