Тезисы Л№ 6-8 Физиологические основы трудовой деятельности

Физиология труда – раздел медицинских дисциплин нормальная физиология и гигиена труда.Они изучают изменения функционального состояния организма человека под влиянием производственной деятельности и разрабатывают физиологически обоснованные средства организации трудового процесса, способствующие предупреждению утомления и поддержанию высокого уровня работоспособности.

Основная цель физиологии труда - разработка рациональной организации трудовых процессов для предупреждения развития утомления и сохранения здоровья работников. Исследования по физиологии труда проводятся в двух направлениях:1) Изучение общих физиологических закономерностей трудовых процессов;

2)Изучение физиологических реакций организма при конкретных видах производственной деятельности.

Задачи физиологии труда:●Изучение физиологических закономерностей при физических, нервно-психических нагрузках и при воздействии других вредных производственных факторов (шума, вибрации, микроклимата и др.); ●Исследование физиологических механизмов, определяющих динамику работоспособности человека в современных производственных условиях; ●Разработка физиологических основ мероприятий в целях повышения работоспособности и снижения утомления (рис.5).

Рис.5. Виды трудовой деятельности человека

Главная задача при оценке трудового процесса – объективно определить уровень напряженности физиологических систем и функций организма под воздействием технологий производства, степени автоматизации и механизации труда, ВОПФ**, режим труда и отдыха, организация рабочего места.

Психология труда – раздел психологии, изучающий особенности психической деятельности и личности человека в процессе труда.

Основные направления психологии труда:●Организация трудового процесса (рационализации труда, нормирование, борьба с утомлением, монотонностью, организация отдыха и т.д);●Психология профотбора и обучения, объединяющая проблемы изучения и формирования трудовых навыков;●Изучение психологических особенностей труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производственной и управленческой деятельности и обоснование требований, предъявляемых к конструкции машин и приборов с учетом психических свойств человека (инженерная психология).

При инженерно-психологическом изучении профессии рассматривают систему человек – профессиональная среда с ее компонентами: предмет, орудия труда, профессиональные задачи и т.д.

В условиях трудовой деятельности для характеристики особенностей психических процессов специальными тестами (в основе к-рых лежит принцип функциональных нагрузок) изучают внимание, эмоции, память и другие психические свойства личности.

Психофизиологический профессиональный отбор направлен на выявление способностей, определяющих успешность освоения определенной специальности Профотбор заключается в тщательном сопоставлении структуры определенной трудовой деятельности и структуры личности.

Оценка профпригодности - неотъемлемая часть любого комплекса профилактических мер, направленных на охрану физического и психического здоровья работников.

Целью проверки профпригодности независимо от того, проводится она для профотбора или профориентации, является установление разумного баланса между человеком и его работой в целях обеспечения наилучшей защиты здоровья работника при минимуме нагрузки на его организм.

Понятие пригодности отражает взаимодействие двух факторов: 1)требований и нагрузок, связанных с выполнением работы, 2) индивидуальных возможностей человека, которому предстоит ее выполнять.

Цель профотбора – расставить людей в производстве с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, склонностей и способностей.

В основу оценки личности и ее особенностей положены:●Направленность личности;●Опыт, т.е. уровень знаний, навыков, умений и степень профессионального обучения;●Индивидуальные особенности отдельных психических функций;●Типологические черты нервной системы, проявляющиеся в темпераменте.

Профпригодность оценивают на основании профессиограмм, к-рые составляют на соответствующие профессии при всестороннем изучении трудового процесса. В них объективные особенности трудового процесса – технические, технологические, организационные – находят выражение в физиологических, психических и социально-психологических показателях (табл.1).

Полученная информация позволяет делать вывод о соответствии индивидуума необходимому профессионально-квалификационному уровню. Однако надо помнить, что единственным достоверным критерием истины всегда является проверка в реальных производственных условиях, поэтому на некоторых предприятиях введен испытательный срок. Только на основе наблюдения за поведением человека в производственной среде можно сделать действительное заключение о профессиональной пригодности.

Прикладные направления физиологии и психологии труда

Эргономика – наука, к-рая решает прикладные вопросы физиологии труда: рационализация трудовых процессов и рабочих мест, направленная на приспособление их к возможностям человека с учетом его анатомо-физиологических и психологических особенностей, что имеет важнейшее значение для предупреждения утомления и повышения работоспособности.

Техническая эстетика – имеет два направления: 1)цветовое оформление производственных помещений и оборудования (создание цветового климата).2) художественное конструирование оборудования, т.е. создание оборудования красивой и рациональной формы, обеспечивающей удобства эксплуатации.

Мероприятия технической эстетики повышают работоспособность человека не только созданием у него хорошего настроения (положительных эмоций), но и воздействием на функции сердечно-сосудистой и центральной нервной системы.

Инженерная психология – изучает связи конструкций пультов управления с особенностями восприятия и переработки информации операторами. Цель инженерной психологии - проектирование и конструирование пультов управления с учетом пропускной способности анализаторных систем человека (зрительной, слуховой и др.), с тем чтобы поток поступающих сигналов не превышал психофизиологических возможностей человека.

Научная организация труда (НОТ) – разработка и внедрение мероприятий, направленных на оптимизацию трудового процесса. Эта деятельность должна основываться на достижениях науки, в том числе гигиены и физиологии труда, а также передовом опыте, что позволяет наилучшим образом организовать технику и людей в едином производственном процессе, обеспечивающем наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительности труда.

ОС (среда обитания), в принципе, оказывает на человека одинаковое воздействие, независимо от того, кто это – ребенок, подросток, взрослый, старик, женщина, мужчина, работник или пенсионер.

Одна доля ее составных частей идентична, другая - может отличаться. Так, природно-климатические и погодные условия среды одинаковы в данной мест­ности (городе, селе) для всех. Но условия дома, работы, отдыха могут иметь отличия в количестве и интенсивности конкретных факторов среды.

Тезисы лекций №5-7.Медико-биологическая характеристика воздействия факторов окружающей среды на организм человека

Каждый фактор среды по-своему влияет на здоровье человека: или стимулирует его жизнедеятельность, или в критических случаях воздействует неблагоприятно на его здоровье и даже создает угрозу жизни. Как правило, факторы среды обитания влияют на человека совместно, при этом конечным результатом может быть как усиление, так и ослабление эффекта воздействия.

Учитывая сказанное, медико-биологическая характеристика каждого из факторов ОС и его влияния на человека анализируют с учетом условий работы, дома, отдыха.

Все ВОПФ** делят на четыре группы (табл.2):1)физические факторы:температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение; неионизирующие электромагнитные поля и излучения: электростатические поля, постоянные магнитные поля (в том числе геомагнитное), электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), электромагнитные излучения радиочастотного, оптического диапазона (лазерное, видимое, ультрафиолетовое); ионизирующие излучения; производственный шум; ультразвук, инфразвук, вибрация (локальная и общая);2)●химические факторы: жидкости, газы, аэрозоли (пыли); антибиотики, витамины, ферменты и др.;3) биологические факторы: микроорганизмы-продуценты,

живые клетки и споры, содержащиеся в препаратах, патогенные микроорганизмы;4)●психофизиологические(факторы трудового процесса): тяжесть труда (физические нагрузки) – нагрузка на опорно-двигательный аппарат и другие системы организма, напряженность труда (нервно-психические перегрузки) – внимание, плотность сигналов производственной информации, эмоциональное напряжение и т. п.

Конкретные производственные условия характеризуют совокупность негативных факторов, а также различия по уровням ВОПФ и риску проявления их действия: ●профессиональные, ●производственно обусловленные заболевания, ●травмы.

На современном этапе развития в мире в промышленность, строительство и сельское хозяйство быстро внедряют новые виды энергии, химических и биологических продуктов, создают принципиально новые виды производств, технологических операций. Это требует обстоятельного изучения новых ВОПФ, их влияния на человека для разработки эффективных оздоровительных мероприятий.

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека в процессе труда (ст. 209 ТК РФ). Условия труда классифицируют согласно гигиеническим критериям, установленным в Руководстве

Р 2.2.2006-05 “Гигиеническая оценка факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда”.

Гигиенические критерии –показатели, позволяющие оценить степень отклонений параметров производственной среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов.

Классы условий труда: 1)оптимальные, 2)допустимые, 3)вредные и опасные.

1 класс – оптимальные условия труда –условия, при к-рых не только сохраняется здоровье работающих, но и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.Эти условия

установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса (тяжести и напряженности труда). Для остальных факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при к-рых неблагоприятные факторы отсутствуют, либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения. В реальности практически невозможно создать оптимальные условия труда, где исключено воздействие на работающих ОВПФ.

2 класс – допустимые условия труда – характеризуют такими уровнями факторов среды и трудового процесса, к-рые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест. Возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство.

Условия труда 1 и 2 классов относятся к безопасным.

3 класс – вредные условия труда – характеризуют наличием факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяют на 4 степени вредности (рис.5):

1 степень 3 класса (3.1)– условия труда характеризуют такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, при к-рых возникают обратимые функциональные изменения, исчезающие, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

2 степень 3 класса (3.2 ) – условия труда стакими уровнями вредных факторов, к-рые могут вызывать стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно-обусловленной заболеваемости, появлению начальных признаков профзаболеваний;

3 степень 3 класса (3.3) – условия труда, характеризуют такие уровни вредных факторов, воздействие к-рых приводит к развитию профзаболеваний в легких и средних формах в период трудовой деятельности, росту хронической (производственно-обусловленной) патологии, повышению уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

4 степень 3 класса (3.4)– условия труда, при к-рых могут возникать тяжелые формы профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечаются значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утра­той трудоспособности.

Работа во вредных условиях труда нарушает санитарное законодательство РФ и может быть разрешена только по обоснованным технологическим причинам. При этом обязательно использовать СИЗ (средств индивидуальной защиты) и ограничение времени воздействия на работающих ВПФ. Защита временем - введение внутрисменных перерывов, сокращение рабочего дня, увеличение продолжительности отпуска, ограничение стажа работы в данных условиях. Она уменьшает риск повреждения здоровья работающего, но, как правило, не изменяет класс условий труда.

4 класс – опасные (экстремальные) условия труда – характеризуются такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены или ее части создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и тяжелых форм.

ликвидации или предупреждению аварийных ситуаций.

При оценке профессионального риска необходимо использовать:●гигиенические критерии о параметрах вредных и опасных производственных факторов (Р 2.2.2006-05);●категорирование риска по классам условий труда (Р 2.2.1766-03);●медико-биологические показатели здоровья работников, в том числе репродуктивного (детородного), тяжести нарушения здоровья, категорирование риска по степени доказанности, степень связи нарушений здоровья с работой (Р 2.2.1766-03).

По доказанности риски подразделяют на 3 категории: доказанный (1А), предполагаемый (1Б) и подозреваемый (2).

Меры профилактики (управления) риска основаны на следующих принципиальных позициях:

●устранение ОВПФ или риска;●борьба с ними в источнике;●снижение их уровней или внедрение безопасных систем работы;●использование СИЗ (при сохранении остаточного риска).

Работа в опасных (экстремальных) условиях труда не допускается, за исключением работ по

Комплекс мер профилактических мероприятий необходимо обеспечить в следующих направлениях:●регулярное наблюдение за условиями труда (социально-гигиенический мониторинг, контрольно-надзорные функции);●регулярное наблюдение за состоянием здоровья (предварительные и периодические, а также целевые медицинские осмотры, лечение и временное отстранение заболевших, медико-социальная экспертиза, реабилитационные мероприятия;●регулярный контроль применения защитных коллективных и индивидуаль-ных средств защиты;●систематическое информирование работников о наличии риска нарушений здоровья и мерах по его защите;●пропаганда здорового образа жизни.

Принципы обеспечения безопасности труда приведены в табл.3

По признаку реализации принципы обеспечения безопасности условно делят на 4 класса: ●ориентирующие, ●технические, ●управленческие, ●организационные(табл.4).

Рис.5. Классы условий труда

Для возникновения и развития процесса горения необходимы горючее, окислитель и источник зажигания с определенными параметрами. Так, наибольшая скорость горения наблюдается в чистом кислороде, наименьшая – при содержании кислорода в воздухе 14% (об), при дальнейшем уменьшении концентрации кислорода горение большинства веществ прекращается. Температура горящего вещества также должна быть определенной. Если горящий объект охлажден ниже температуры воспламенения, то горение прекращается. Воспламенение возможно также при условии определенной мощности источника зажигания. Нарушение хотя бы одного из условий(принцип деструкции), необходимых для процесса горения, приводит к прекращению горения. Этот принцип широко используют в практике тушения пожаров и также используется в технике предупреждения взрывов газов, пыли, паров.

Принцип снижения опасности - использование решений, к-рые направлены на повышение безопасности, но не обеспечивают достижения желаемого или требуемого по нормам уровня. Этот принцип компромисса.Примеры:

1) Эффективный метод повышения пожарной безопасности в химическом производстве - замена огнеопасных легколетучих жидкостей-растворителей, менее опасными жидкостями с т-рой кипения выше 110°С (амилацетат, этиленгликоль, хлорбензол, ксилол, амиловый спирт и др.).

2) Для снижения опасность поражения электротоком применяют безопасные напряжения (12, 24, 36 В). Однако они не абсолютно безопасны, поскольку известны случаи поражения человека при воздействии именно таких напряжений.

Некоторые принципы относятся к нескольким классам одновременно. Принципы обеспечения безопасности образуют систему, в к-рой каждый принцип обладает относительной самостоятельностью.

Ориентирующие принципы представляют собой основополагающие идеи, определяющие направление поиска безопасных решений и служащие методологической и информационной базой.

Принцип системности - рассмотрение любого явления, действия, объекта как элемента системы. Под системой понимают совокупность элементов, взаимодействие между к-рыми адекватно однозначному результату.К элементам системы относят материальные объекты, а также отношения и связи, существующие между ними. Например, пожар как физико-химическое явление возможен при наличии: 1) горючего вещества; 2) кислорода в воздухе не менее 14% по объему; 3) источника воспламенения определенной мощности и совмещении перечисленных трех условий в 4) пространстве и 5) времени.

В данном примере 5 условий – это элементы, образующие определенную систему, так как результатом их взаимодействия является одно конкретное следствие – пожар. Устранение хотя бы одного элемента исключает возможность загорания и, следовательно, разрушает данную систему как таковую.

Принцип деструкции - систему, приводящую к опасному результату, разрушают путем исключения из нее одного или нескольких элементов. Принцип деструкции органически связан с рассмотренным принципом системности и имеет столь же универсальное значение.

При анализе безопасности используют принцип системности, принцип деструкции, и разрабатывают мероприятия, направленные на исключение некоторых элементов, что приводит к желаемой цели.

3) Повышение безопасности вредных и взрывоопасных производств - вынос оборудования на открытые площадки, что снижает вероятность отравления вредными веществами, а также существенно снижает опасность взрыва, пожара.

Принцип ликвидации опасности - устранение ВОФ** изменением технологии, заменой опасных веществ безопасными, применением более безопасного оборудования, совершенствованием НОТ** и другими средствами. Этот принцип наиболее прогрессивен по своей сути и весьма многолик по формам реализации, с к-рого следует начинать как теоретические, так и практические работы по повышению уровня безопасности жизнедеятельности.Примеры:1) Ртуть - высокотоксична. Рекомендуют во всех случаях, где возможно, ртутные приборы заменять безртутными.2) При декомпрессии после пребывания работающего под водой или в кессоне может возникать кессонная болезнь. Основные нарушения в организме человека происходят из-за значительного поглощения азота клетками организма. Так, при нормальном атмосферном давлении 100 мл крови содержат 1 мл азота, а при давлении 0,3 МПа (3атм.) – 3 мл. При декомпрессии азот из растворенного состояния переходит в газообразное. Это вызывает тяжелое заболевание человека. Гелий очень плохо растворим в крови, поэтому его используют как часть искусственного воздуха, подаваемого для дыхания водолазам. Это предотвращает появление кессонной болезни.

Технические принципы направлены на непосредственное предотвращение действия опасностей. Они основаны на использовании физических законов.

Принцип защиты расстоянием - установление такого расстояния между человеком и источником опасности, при к-ром обеспечивают заданный уровень безопасности. Принцип основан на ослаблении действия ВОПФ по тому или иному закону в зависимости от расстояния.

Противопожарные разрывы. Чтобы избежать распространения пожара, здания, сооружения и другие объекты располагают на определенном расстоянии друг от друга, к-рые называют противопожарными разрывами.

Санитарно-защитные зоны – пространство между границей жилой застройки и объектами, являющимися источниками вредных факторов. Их размер устанавливают в соответствии с санитарной классификацией предприятий.

Расстояние от наиболее удаленного рабочего места до эвакуационного выхода. Чтобы люди во время пожара могли беспрепятственно и безопасно покинуть здание, регламентируют кратчайшее расстояние от рабочего места до выхода наружу.

Защита от электрического тока. Защиту от прикосновения к токоведущим частям электрических установок обеспечивают недоступным расположением токоведущих частей.

Защита от ионизирующих излучений и ЭМП также обеспечивают расстоянием и экранами..

Принцип прочности: для повышения уровня безопасности усиливают способность материалов, конструкций и их элементов сопротивляться разрушениям и остаточным деформациям от механических воздействий. Его реализуют при помощи коэффициента запаса прочности (КЗП), представляющим отношение опасной нагрузки, вызывающей недопустимые деформации или разрушения, к допускаемой нагрузке. Величину КЗП устанавливают исходя из характера действующих усилий и напряжений (статический, ударный), механических свойств материала, опыта работы аналогичных конструкций и других факторов.

Применяют различные методы расчета конструкций на прочность.

С принципом прочности связано решение вопросов устойчивости (жесткости) конструкции. Под устойчивостью понимают способность конструкции сопротивляться возникновению больших отклонений от положения невозмущенного равновесия при малых возмущающих воздействиях.Примеры:

●При защите от поражения в электроустановках применяют изолирующие средства, обладающие высокой механической и электрической прочностью. ●Для безопасности необходимо обеспечить движение жидкости или газа только в одном определенном направлении, например при внезапной остановке насоса, работающего на нагнетание. Движение жидкости в сторону, противоположную заданной, предупреждают установкой подъемных и поворотных обратных клапанов,. не позволяющих жидкости двигаться обратно. Принцип слабого звена - применение для безопасности ослабленных элементов конструкций или специальных устройств, к-рые разрушаются или срабатывают при определенных предварительно рассчитанных значениях факторов, что обеспечивает сохранность производственных объектов и безопасность персонала.Примеры: ●Для обеспечения взрывостойкости зданий,внутри которых возможен взрыв, устраиваютпротивовзрывные проемы определенного размера,через к-рые в течение заданного времени (исключающего разрушение здания) можно понизить давление взрыва до безопасной величины. В качестве противовзрывных проемов часто используют оконные и дверные проемы. Давление, при к-ром разрушаются или открываются проемы, должно быть возможно меньшим. Остекление для взрывоопасных зданий рекомендуют одинарное.

● Разрушающее действие взрыва в аппаратах, газоходах, пылепроводах и других устройствах предотвращают применением противовзрывных клапанов, а также разрывных мембран из алюминия, меди, асбеста, бумаги, к-рые должны разрываться при давлении, превышающем рабочее давление не более, чем на 25%.

Сосуды, работающие под давлением, снабжают предохранительными клапанами, число и размеры к-рых подбирают так, чтобы в сосуде не могло возникнуть давление, превышающее расчетное более чем на 15% при рабочем давлении меньше 6 МПа и более чем на 10% при давлении больше 6 МПа.

Принцип экранирования - установка между источником опасности и человеком преграды, гарантирующей защиту от опасности, препятствующей прохождению опасных свойств в гомосферу. Применяют разнообразные по конструкции сплошные экраны.Пример. Применение экранов для защиты от тепловых облучений. Различают экраны: ●отражения, ●поглощения и ●теплоотвода. Для устройства экранов отражения используют светлые материалы: алюминий, белую жесть, алюминиевую фольгу, оцинкованное железо. Теплоотводящие экраны изготовляют в виде конструкций с пространством (змеевиком) с находящейся в нем проточной водой. Теплопоглощающие экраны изготовляют из материала с большой степенью черноты. Если необходимо обеспечить возможность наблюдения (кабины, пульты управления), применяют прозрачные экраны, выполненные из многослойного или жаропоглощающего стекла или других конструкций. Прозрачным теплопоглощающим экраном служат и водяные завесы, к-рые могут быть двух типов: переливные (вода подается сверху) и напорные (с подачей воды снизу под давлением).

Защитное экранирование широко применяют для защиты от ионизирующих излучений до любого заданного уровня. Материал экранирования и толщина экрана зависят от природы излучения (альфа, бета, гамма, нейтроны).

Экранирование используют для защиты от электромагнитных полей. Применяют материалы с высокой электрической проводимостью (медь, алюминий, латунь) в виде листов толщиной не менее0,5 мм или сетки с ячейками размером не более 4´4 мм. Электромагнитное поле ослабляется металлическим экраном в результате создания в его толще поля противоположного направления.

Один из эффективных способов защиты от вибраций, вызываемых работой машин и механизмов, - виброизоляция. Роль своеобразного экрана здесь выполняют амортизаторы (виброизоляторы), представляющие собой упругие элементы, размещенные между машиной и ее основанием и.поглощающие амортизаторами энергии вибрации, что уменьшает передачу вибрацийна основание.

Экраны используют для защиты работающих от прямого воздействия шума. Акустический эффект экрана основан на образовании за ним области тени, куда звуковые волны проникают лишь частично. Установлена зависимость: чем больше длина звуковой волны, тем меньше при данных размерах экрана область тени. Следовательно, экраны эффективны для защиты от средне- и высокочастотных шумов.На низких частотах за счет эффекта дифракции звук огибает экраны, не создавая аэродинамической тени.

Принцип экранирования используется в СИЗ** (очки, щитки).

Управленческие принципы - принципы, определяющие взаимосвязь и отношения между отдельными стадиями и этапами процесса обеспечения безопасности.

Принцип плановости - установление на определенные периоды направлений и количественных показателей деятельности, конкретных количественных заданий в различных иерархических уровнях на основе контрольных цифр.Планирование в области безопасности должны ориентировать на достижение конечных результатов, выраженных в показателях, характеризующих непосредственно условия труда. Другие показатели производны.

Принцип стимулирования - учет количества и качества затраченного труда и полученных результатов при распределении материальных благ и моральном поощрении. для реализации такого важного фактора, как личный интерес.

Принцип компенсации - предоставление различных льгот для восстановления нарушенного равновесия психических и психофизиологических процессов или предупреждения нежелательных изменений в состоянии здоровья.Компенсации предусматривают для рабочих, военнослужащих и других категорий лиц: ●повышение тарифных ставок для работающих на горячих, тяжелых и вредных работах примерно на 13%, а для работающих на особо тяжелых и особо вредных работах – на 30–33% выше, чем для работающих в нормальных условиях. ●Работающим в особо вредных условиях выдают бесплатно лечебно-профилакти-ческое питание для укрепления здоровья и предупреждения профзаболеваний. Разработано 5 научно обоснованных рационов лечебно-профилактического питания, учитывающих особенности вредностей.

Принцип эффективности - сопоставление фактических результатов с плановыми и оценка достигнутых показателей по критериям затрат и выгод.

В области безопасности различают социальную, инженерно-техническую и экономическую эффективность. Функция эффективности в безопасности весьма специфична. Основное значение имеет организующая роль принципа эффективности.

Организационные принципы - принципы, реализующие для безопасности положения НОТ.

Принцип защиты временем - сокращение до безопасных значений длительности нахождения людей в условиях воздействия опасности. Его применяют при защите от ионизирующих излучений, шума, при установлении продолжительных трудовых отпусков и в других случаях. Примеры. ●Все трудящиеся получают оплачиваемый отпуск, к-рый способствует снижению накопившейся усталости, улучшению здоровья и повышению жизненного тонуса. ●Там, где пока не устранены вредные условия труда, действующее законодательство предусматривает систему компенсаций профессиональных вредностей. ●Один из видов компенсаций - сокращение продолжительности рабочего дня. ●В химической промышленности для значительного числа работников установлен сокращенный рабочий день продолжительностью 6 ч (36-часовая рабочая неделя), для некоторых профессий – 5 ч и даже 4 ч.

Предотвращение взрывов. Большую опасность представляют баллоны с агрессивными сжиженными газами при их длительном хранении. Имеющаяся влага с течением времени реагирует с газом. Образующиеся при этом побочные газообразные продукты увеличивают давление в баллоне. Одновременно происходит коррозия внутренних стенок баллона, сопровождающаяся образованием водорода и солей, забивающих сифонную трубку. Снять избыточное давление в таком баллоне уже невозможно. По этой причине нельзя длительно хранить баллоны с сжиженными газами.

Взрывоопасные вещества могут образовываться при длительном хранении растворов нек-рых комплексных солей и при хранении эфиров и других веществ при доступе воздуха. Поэтому подобные вещества нельзя хранить долго.

Защита от гидравлических ударов. При внезапной остановке движущейся в трубопроводе жидкости происходит резкое повышение давления, под воздействием к-рого трубопровод может разрушиться. В трубопроводах с большими скоростями применяют постепенно закрывающиеся задвижки с большим числом оборотов маховичка. Безопасность в данном случае достигают блокировкой временем.

Принцип нормирования - регламентация условий, соблюдение к-рых обеспечивает заданный уровень безопасности. Нормирование обусловлено тем, что достичь абсолютную безопасность практически невозможно. Оно имеет важное методологическое значение. Нормы являются исходными данными для расчета и организации мероприятий по обеспечению безопасности. При нормировании учитывают психофизические характеристики человека, технические и экономические возможности.

Лимитирующим показателем при нормировании вредных факторов является отсутствие патологических изменений в состоянии здоровья. Примеры. ●ПДК**, ●Нормируют параметры микроклимата - оптимальные и допустимые значения т-туры, влажности, скорости движения воздуха для различных условий деятельности.

Для шумовустанавливают допустимые уровни звукового давления в дБ в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц, а также уровни звука и эквивалентные уровни звука в дБА. При нормировании шумов учитывают характер объектов и род выполняемой работы.

Нормирование освещенности определяет размер объекта различения (мм), по к-рому определяют разряд зрительной работы. Естественную освещенность нормируют коэффициентом естественной освещенности (КЕО). Для бокового освещения нормируют минимальный КЕО; для верхнего и комбинированного – средний КЕО.

Наименьшую искусственная освещенность на рабочих поверхностях в производственных помещениях устанавливают с учетом фона, контраста объекта с фоном, применяемых ламп и вида освещения.

Форма нормирования- регламентация продолжительности рабочего дня, рабочей недели, производственного стажа. перерывов в работе и отпусков.

Компенсационные льготы. Установлены нормы выдачи спецодежды, мыла, молока, лечебно-профилактического питания.

Средства защиты. Определены нормативные требования к устройству ограждений, заземлений и других средств защиты.

Вибрацию нормируют по уровням в октавных полосах со среднегеометрическими частотами от 1 до 2000 Гц. Дифференцируют локальную и общую вибрации для различных условий.

●Несмотря на широкое внедрение механизации трудоемких работ, все еще существует необходимость в переноске тяжестей, поэтому установлены предельные нормы переноски тяжестей для женщин.

●Принцип нормирования реализуют практически во всех сферах деятельности. Нормативы установлены почти для всех видов опасностей.

Принцип несовместимости - пространственное и временное разделение объектов реального мира (веществ, материалов, оборудования, помещений, людей), основанное на учете природы их взаимодействия с позиций безопасности для исключения возникновение опасных ситуаций, порождаемых взаимодействием объектов. Этот принцип распространен в различных областях техники.Пример.

По возможности совместного хранения вещества делят на 8 групп:I – взрывчатые вещества;II – селитры, хлораты, перхлораты, нитропродукты;III – сжатые и сжиженные газы (горючие, поддерживающие горение и инертные);IV – вещества, самовозгорающиеся при контакте с воздухом или водой (карбиды, щелочные металлы, фосфор);V – легковоспламеняющиеся жидкости;VI – отравляющие вещества (соединения мышьяка, цианистые и ртутные соли, хлор);VII – вещества, с вызывющие воспламенение (азотная и конц. серная кислоты, бром, хромовая кислота, перманганаты); Кроме того, каждое из веществ VII группы должно храниться изолированно.VIII – легкогорючие материалы (нафталин, вата, древесная стружка).

Хранить совместно разрешаются только вещества, входящие в определенную группуу.

● Сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ, по современной литературе АХОВ- аварийно опасные химические вещества) по условиям безопасности делятся на 4 класса:в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 (99) «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности», по степени воздействия на организм человека:● 1 класс, чрезвычайно опасные:хлорокись фосфора, этиленимин, ртуть. ● 2-ой класс, высокоопасные: акролеин, мышьяковистый водород, синильная кислота, диметиламин,фтор, хлор и т. д. ●3 класс, умеренноопасные:триметиламин и др. ●4-ый класс, малоопасные: аммиак, метилакрилат, ацетон.Совместное хранение веществ разных групп не разрешается по условиям безопасности.

Производственные помещения. Принцип несовместимости реализуют при планировке производственных и бытовых помещений. Бытовые помещения изолируют от производственных. Производственные помещения планируют так, чтобы исключить загрязнение воздуха одних помещений токсагентами, поступающими из других цехов.

В производствах категории А и Е по взрыво- и пожароопасности не допускают устройство подвальных и цокольных помещений, так как они место скопления ядовитых и взрывоопасных газов и паров. В остальных случаях устройство таких помещений должно быть обосновано. Производственные здания не должны иметь чердаков.

Зонирование территории. Для повышения взрыво-, пожаробезопасности и улучшения санитарного состояния при разработке генеральных планов предприятий определяют зонирование территории: территориальное объединение в группы (зоны) различных объектов, входящих в состав предприятия по признаку технологической связи и характеру присущих им ВОПФ**.

Выделяют зоны: ●предзаводскую, ●подсобную, ●складскую, ●сырьевую, ●товарных емкостей.

Принцип эргономичности - обеспечение безопасности путем учёта антропометрических, психофизических и психологических свойств человека.

Антропометрические требования - учет размеров и позы человека при проектировании оборудования, рабочих мест, мебели, одежды, СИЗ и др.

Психофизические требования - соответствие свойств объектов особенностям функционирования органов чувств человека.

Психологические требования -соответствие объектов психическим особенностям человека.

Проектирование условий безопасности – достаточно сложный процесс, требующий соответствующей подготовки лиц, к-рым он поручается. (Табл.3).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: