Алгоритм разработки производственной программы промышленного предприятия

Технические или плановые простои оборудования (простои, связанные с ремонтом)

Режимный фонд времени работы оборудования

Заправленное

Работающее

Такое подразделение оборудования необходим для того, чтобы установить долю работающего оборудования в общем его парке. Подразделение оборудование на заправленное и работающее имеет место только на предприятиях текстильной промышленности.

Мр=Мз*Кро

2) Время работы оборудования. в планировании выделяют следующие понятия относительно времени работы оборудования.

Календарный фонд времени работы оборудования

Плановый или эффективный фонд времен работы оборудования

Фактический фонд времени работы оборудования

Под режимным фондом оборудования следует понимать время работы, определенное в соответствии с принятым режимом работы. В свою очередь под режимом работы понимается количество и продолжительность рабочих смен, которые зависят от того графика, по которому работает цех, производство или предприятие.

Тр=Д*Ксм*tсм

Д – количество рабочих дней в данном периоде по данному графику, зависит от количества дней в году 365 или 366, графика работы и количества праздничных дней, совпадающих с рабочими днями

Ксм – коэффициент сменности

tсм – продолжительность рабочей смены в часах

3) Кро=1-∑а/100

Ai – величина плановых простоев

Простои:

Простое оборудование технологического характера (ликвидация обрыва, смена паковки, отражается в КПВ)

Простои оборудования организационного характера ()

«Трудовые» простои

Под техническими или плановыми простоями оборудования следует понимать простои оборудования, связанные с ремонтом его и капитальной чисткой. Величина рассчитывается непосредственно на предприятиях экономистом ОГМ (отдел главного механика), расчет выполняется в соответствии с разработанными графиками ремонтных работ (см материал курса организации производства)

Плановые простои оборудования рассчитываются по каждому типу и марки оборудования.

4) Производительность оборудования является важнейшим параметром производственной программы.

В практической работе отечественных предприятий различают следующие понятия относительно производительности оборудования:

- Техническая норма производительности оборудования

- Плановая норма

- Фактическая норма

- Производительность оборудования, по которой рассчитывается норма выработки рабочего.

Если в советский период экономисты просто рассчитывали плановую норму производительности оборудования, то в настоящее время с появление и обеспечением предприятие компьютерной техникой специалисты не просто рассчитывают производительность оборудования, а делают обоснование по производительности оборудования.

На предприятиях текстильной промышленности находится оптимальное соотношение между следующими параметрами:

- скоростной режим

- уровень обрывности

- норма обслуживания рабочего

Обоснование производительности оборудования, которое закладывается в расчет производственной программы находит свое отражение в технологическом плане изготовления конкретной продукции. В данной работе помимо экономистов активное участие принимают технолог данного цеха или производства, начальник данного цеха или производства, главный механик предприятия.

В этой работе приходится решать оптимизационные задачи. В данном случае целевой функцией будет максимальный размер получаемой прибыли, ограничивающими условиями выступают:

- количество оборудования, заправленное на данном ассортименте продукции

- обеспеченность производства сырьевыми и другими ресурсами

- спрос на продукцию на рынке данных товаров

Вывод: решая подобные задачи специалисты предприятий стремятся не только покрыть затраты, но и получить одновременно такой размер прибыли, который позволяет развивать производство и повышать благосостояние работников данного предприятия или фирмы

4.5) Производственная программа является составной частью производственного плана предприятия.

Производственная программа – задание конкретному подразделению предприятия по объемам производства, качеству выработанной продукции в ассортиментном разрезе.

В производственной программе отражаются результаты расчетов по каждому виду вырабатываемой продукции и суммарные данные по всему производству или цеху и технико-экономические показатели. Определив объемы производства в производственных программах, специалисты доводят задание до непосредственных исполнителей. При разработке производственных программ необходимо стремиться к полной загрузке оборудования данного цеха или производства и максимальному использованию производственной мощности. Производственные программы оформляются в виде таблиц. На ряде предприятий производственные программы оформляются в виде книжечки.

В годовом плане-прогнозе предприятия производственные программы разрабатываются на год с разбивкой по кварталам, на квартал с разбивкой по месяцам, на месяц с разбивкой по декадам. При распределении годового производства по кварталам учитываются следующие факторы:

1) Требования будущих покупателей

2) Изменения условий на тех рынках, где реализуется продукция предприятия

3) Возможный выход на новые рынки внутри страны

4) Возможный выход на зарубежные рынки

5) Количество рабочих дней и рабочих часов в каждом периоде

6) Расширение производства в течение года

7) Изменение производительности оборудования за счет реализации организационно-технических мероприятий

8) Изменение в поставках отдельных ресурсов

9) На предприятиях отдельных отраслей промышленности сезонность сбыта продукции

1.Анализ объемов производства и сбыта продукции за прошедший период и выявление резервов
2. Анализ портфеля заказов на предстоящий период
3.Разработка плана продаж
4. Расчет производственной мощности и разработка баланса производственных мощностей
5. Прогноз качества продукции на предстоящий период
6.Разработка производственных программ (определение объемов производства в натуральном выражении)
7.Оопределение объемов производства в стоимостном выражении


8. Оценка плана производства и сбыта продукции

9а. Доведение задания до основных цехов производств предприятия
9б. Доведение задания до подразделений вспомогательного производства предприятия


Варианты разработки производственных программ:

1) Прямой вариант, М В исходим из количества оборудования и определяем объемы производства. Данный вариант используется при строительстве новых предприятий, реконструкции действующих предприятий и в расчете производственной мощности.

2) Обратный вариант, В М используется при заключении договоров на поставку продукции.

3) Смешанный вариант, М Ксм В данный вариант чаще всего используется в практической деятельности действующих предприятий.

Производственная программа приготовительного производства:

В прядении: после разработки производственных программ выпускных цехов выполнется расчёт произв.программ приготовит.пред-я или приготовит.

Особенности разработки произ.программ приготов.цехов яв-ся следующее:

1. В этих цехах всегда известен объём выпуска продукции

2. Т.к. известны объёмы произ-ва то всегда расчёт произ-х программ выполняеется обратным вариантом. В этом случае опр-ся потребное кол-во оборудованием

3. Методика разработки произв.программ пригот.цехов та же самая что и в произв.цехах.

4.6) после разработки произ.программ в разрезе произ-ва в них опр-ся суммарные показатели:

· Кол-во оборудования

· Суммарное кол-во оборудования произ-ва к одной смене

· Суммарное кол-во машино-часов

· Суммарная выработка

На основе суммарных показателей опред-ся средние показатели по произ-ву или цеху, которые наз-ся технико-экономическими показателями (ТЭП).

На текст.пред-ии эти показатели подразделяются 3 группы:

1. Показатели, которые хар-т ассортимент выраб.прод-ии

1а. Прядение
Тср=1000* (суммарная выработка средняя линейная плотность вырабатываемой пряжи)


Nср.

1б. ткачество

= нитей/смену

.= *100 см

2. Показатели, которые хар-т работу оборудования во времени

Среднее число работы оборудования в периоде.

.= (час)

Коэффициент сменности

.=

Средняя продолжительность рабочих суток

=

Д-количество рабочих дней в периоде

Средняя продолжительность рабочей смены

см.ср.=

Средний процент плановых простоев

.ср.= *100

3. Показатели, которые хар-т работу оборудования по Пт

=

Все средние показатели заносятся в итоговую строчку производственной программы, а по тем показателям, по которым отсутствуют колонки показываются в правом верхнем углу.

Птк.метрич= =3.73

Птк уточн= =7461 ут/час

Вопрос 5.Определение объёмов производства в стоимостном выражении.
На промышленном предприятии после разработки производственной программы определяется объём производства в стоимостном выражении:
-товарно-валовая продукция
-реализованная продукция
Расчёт показателей ведётся в договорных ценах и обязательно с учётом качества вырабатываемых товаров.
Первым элементом в составе товарной продукции (ТП) является стоимость ГП, поэтому на предприятиях до начала расчёта показателей ТП, ВП, РП определяется именно стоимость готовых товаров следующим образом:

Объём производства на промышленных предприятиях определяют специалисты планового отдела, а объём реализации на крупных и средних предприятиях - специалисты финансовой службы, а на небольших и малых предприятиях – главный бухгалтер.

TR и РП по основному виду деятельности определяется за минусом НДС, акцизов по подакцизные продажи и таможенные пошлины по экспортным продуктам.

Методика расчёта этих показателей –см.Практику.

Предприятия, работающие по давальческой схеме определяют стоимость выработанной продукции за минусом стоимости израсходованных сырьевых ресурсов.
В дальнейшем эти данные берутся специалистами предприятий для определения финансовых результатов работы.
TR от РП продукции на предприятиях может быть определена двумя методами:
-методами начисления
-кассовым методом

Большинство промышленных предприятий определяют TR от РП методом начисления (см. БУ)

Предприятия, объявляя свою учётную политику для целей налогообложения, определяют методику определения выручки от реализованной, либо по моменту отгрузки продукции и предъявления покупателям расчётных документов, либо по оплате за отгруженную продукцию. Важным условием в процессе реализации продукции является передача права собственности на товар.
В нашей стране возникла проблема неплатежей за отгруженный товар.
Практически у каждого товаропроизводителя нет никакой гарантии о своевременной оплате за отгруженную продукцию, поэтому специалисты предприятия вынуждены до РП выявить платежеспособность будущих покупателей.
Кроме того, в условиях рынка специалистам предприятий необходимо не просто определять объём производства и сбыта продукции, а находить оптимальную величину этих показателей. С этой целью решаются оптимизационные задачи и используются методы линейного программирования.

Оптимизация объёмов производства на промышленном предприятии.

Данные задачи решаются специалистами с целью не только покрыть затраты, но и получить такой размер продаж, который позволит развивать производство и улучшить благосостояние работников данной фирмы.
Целевая функция данной задачи
-получение максимального размера продаж.

Ограничивающими условиями могут быть:
-производственная мощность предприятия
-состав и количество оборудования
-сырьевые ресурсы по объёму, виду и качеству
-спрос на вырабатываемую предприятием продукцию на рынках данных товаров
-ёмкость рынка
-R отдельных изделий и другие условия

Вопрос 6: План продаж, его характеристика

В рыночных условиях прежде чем планировать объёмы производства требуется предварительно решить вопрос, каким образом будет реализовываться продукция, какие будут затраты при этом.

Особенно сложно организовать сбыт потребительских товаров, потребителями которых является население, т.к. в этом случае интересы производителя и покупателя очень часто не совпадают. И при всём многообразии предложений пожелания покупателей не удовлетворяются.

Таким образом важность рыночного подхода к планированию продаж может быть выражено в известном маркетинговом принципе:
«Производить то, что продаётся, а не продавать то, что производится». Следовательно в настоящее время процесс деятельности любого субъекта хозяйствования должен начинаться с изучения конъюнктуры рынка. Анализ конъюнктуры рынка является одним из самых трудных и важных, т.к. рыночные оценки оказывают воздействие на ассортиментную политику, объёмы продаж, маркетинговую и ценовую стратегии, размеры требуемых инвестиций.
При исследовании рынков сбыта в первую очередь определяется тип рынка по каждому товару/услуге.

По разновидностям потребителей следует различать следующие типы рынка:
-военный рынок
-промышленный рынок
-потребительский рынок

Продукция для потребительского рынка должна быть высокого качества, необходимого ассортимента.
Процесс исследования рынка целесообразно делить на следующие три этапа:
-оценка потенциала ёмкости данного рынка
-прогноз по объёмам продаж
-оценка реального объёма продаж

С целью повышения точности и объективности плана продаж маркетинговые службы предприятий должны формировать портфель заказов.
Сформированный портфель заказов + показатели продаж за предшествующий период и изменения в экономической ситуации страны являются основанием для разработки плана продаж.
за прошедшие периоды в данном случае анализируются следующие данные:
-объём продаж (количество и стоимость продаж)
-цены продаж (собственные предприятия + основные конкурентов)
-колебания между плановыми и фактическими данными по продажам.

Составление плана продаж представляет собой многоэтажный процесс в ходе которого решается множество различных проблем.
Это объясняется тем, что через данный раздел плана рынок проникает в деятельность предприятий и диктует свои законы.

Планирование продаж – сложный непрерывный процесс комплексного исследования рыночной конъюнктуры, оценки конкурентоспособности изготавливаемых товаров в целях лучшей их реализации.

План продаж – комплексная программа продажи товаров, в которой отмечены цели, приоритеты, и амбиции по завоеванию и освоению доли рынка.

Производственное программирование должно состояться на несколько лет вперёд.

К сожалению отечественные производители в настоящее время разрешают производственное программирование на год.
При планировании сбытовой деятельности специалистами предприятий разрешаются и определяются следующие вопросы:
-объёмы сбыта в натуральном и стоимостном выражении
-география поставок
-характер поставок
-формы транспортировки грузов
-цены, по которым реализуется продукция
-условия оплаты за поставленную продукцию
-юридическая ответственность за несвоевременную поставку и некомплектную упаковку
-специальные решения спорных вопросов

Алгоритм разработки плана продаж:
-формирование портфеля заказов
-анализ продаж за предшествующий период
-оценка ресурсных возможностей
-изучение ёмкости и структуры рынка
-разработка товарищеской политики (схема)
-обоснование плана продаж

На заключительном этапе выполняется анализ продаж и разрабатываются мероприятия по стимулированию большего объёма продаж. Анализ продаж выполняется в динамике по годам и представляется в виде развёрнутых таблиц.

Политика предприятий в области сбыта продукции:

Вопрос 7: Анализ выполнения производственной программы на промышленном предприятии. Учёт выработанной продукции

Выработанная продукция на промышленном предприятии подвергается учёту за каждые сутки.
Учёту подлежат:
В прядении - количество вырабатываемой продукции всего и в том числе в разрезе ассортимента.
-количество заправленного оборудования всего и в том числе в разрезе ассортимента
-простои оборудования

В ткачестве -количество выработанной продукции всего, в том числе в разрезе ассортимента
-количество заправленных станков всего, в том числе в разрезе ассортимента
-простои оборудования

В отделочном производстве- количество выработанной продукции всего. В том числе в разрезе ассортимента
В приготовительных отделах (прядении и ткачестве) – количество выработанной продукции всего по весу
-а в ткачестве ещё по длине и штукам (эти же данные учитваются в разрезе ассортимента)
-количество заправленного оборудования
-простои оборудования

Определение объёма выработанной пряжи на предприятиях льняной промышленности.

Объём выработанной пряжи на предприятиях данной отрасли промышленности устанавливается при взвешивании и снятии с машин в мокром виде. Затем он переводится на сухой вес с помощью коэффициента перевода:

=

- устанавливается специалистами лаборатории данного цеха.

сли пряжа вырабатывается из химически облагороженной ровницы, то в этом случае вводится поправочный коэффициент

Кп= *β

,ф- влажность кондиционная, фактическая. %

- поправочный коэффициент

Более сложным в учёте на текстильных предприятиях является связка «прядения - ткачества»
передача пряжи из прядильного производства в ткацкое осуществляется по кондиционному весу

Рк=Рф*

Рк,ф- вес кондиционный, фактический

Учёт выработанной продукции в ткацком цехе и отделочном производстве более прост – он осуществляется по длине.

Примечание: в приготовительном, ткацком цехе, где осуществляется выработка п/ф осуществляется на разных паковках, учёт ведётся не только по длине, но и по весу.

До настоящего времени организация учёта на многих промышленных предприятиях находится на должном уровне.

К данной работе привлекается много работников, а сама работа выполняется путём механического взвешивания, промеривания и подсчёта, т.е. имеет место субъективный подход в этой работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: