Распределение функций в управлении финансами между органами государственной власти и управления

Верховная Рада Украины, как единственный орган законодательной власти, принимает законы, в том числе по финансовым вопросам, утверждает Государственный бюджет Украины и вносит изменения в него; осуществляет контроль за выполнением Государственного бюджета Украины; принимает решение относительно отчета о его выполнении; определяет принципы внутренней и внешней политики.

Верховная Рада Украины образует постоянно действующий орган контроля - Счетную палату, которая подчиняется и является подотчетной Верховной Раде. Счетная палата: осуществляет контроль за выполнением законов Украины и постановлений Верховной Рады, выполнением Государственного бюджета Украины, финансированием общегосударственных программ в части, касающейся использования средств Государственного бюджета Украины; осуществляет по поручению Верховной Рады и ее комитетов контрольные функции в пределах своей компетенции; контролирует эффективность управления средствами Государственного бюджета Украины Государственным казначейством Украины; контролирует инвестиционную деятельность органов исполнительной власти; контролирует выполнение решений Верховной Рады о предоставлении Украиной ссуд и экономической помощи иностранным государствам, международным организациям, предусмотренных в Государственном бюджете Украины; контролирует кассовое выполнение Государственного бюджета Украины Национальным банком Украины и уполномоченными банками; проверяет смету расходов, связанных с деятельностью Верховной Рады Украины но др.

Президент Украины, как глава государства, создает в пределах средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины, для осуществления своих полномочий консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы и службы; подписывает законы, принятые Верховной Радой Украины; имеет право вето относительно принятых Верховной Радой Украины законов со следующим возвращением их на повторное рассмотрение Верховной Рады Украины.

Кабинет Министров Украины, как высший орган в системе органов исполнительной власти, обеспечивает проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики; политики в сферах труда и занятости населения, социальной защиты, образования, науки и культуры, охраны природы, экологической безопасности и природопользования; организует разработку проекта закона о Государственном бюджете Украины и обеспечивает выполнения утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины, предоставляет Верховной Раде Украины отчет о его выполнении.

Министерство финансов Украины, как центральный орган государственной исполнительной власти, подчиненный Кабинету Министров Украины, обеспечивает проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой политики. Направленной на реализацию определенных задач экономического и социального развития Украины, осуществляет координацию деятельности в этой сфере других центральных органов исполнительной власти.

Основными задачами Минфина Украины является:

- разработка и проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой политики;

- осуществление вместе с другими органами исполнительной власти анализа современной экономической и финансовой ситуации в Украине, а также перспектив ее развития;

- разработка стратегии относительно внутренних и внешних заимствований государства и погашения и обслуживания государственного долга;

- разработка проекта Государственного бюджета Украины и прогнозных показателей возведенного бюджета Украины, обеспечения в установленном порядке выполнения Государственного бюджета Украины, контроль за соблюдением правил составления отчета о выполнении Государственного бюджета Украины и возведенного бюджета Украины;

- обеспечение концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Украины;

- обеспечение эффективного использования бюджетных средств и осуществления в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;

- усовершенствование методов финансового и бюджетного планирования, финансирования, а также отчетности и системы контроля за расходованием бюджетных средств;

- разработка и проведение государственной политики в сфере производства, использования и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней и полудрагоценных камней;

- обеспечение внедрения единственных методологических принципов бухгалтерского учета и отчетности (кроме бухгалтерского учета и отчетности в банковских и кредитных учреждениях);

- информирование общественности об экономических и фискальных целых государствах.

Министерству финансов Украины подчиняются Государственное Казначейство Украины, Главное контрольно-ревизионное управление Украины.

Главной задачей Государственной контрольно-ревизионной службы является осуществление государственного контроля за расходованием средств и материальных ценностей, их сохранением, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и организациях, которые получают средства из бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов, разработка предложений относительно устранения обнаруженных недостатков и нарушений и предотвращения им в последующем.

Государственное казначейство создано с целью эффективного управления средствами Государственного бюджета Украины, повышения оперативности в финансировании расходов в пределах имеющихся объемов финансовых ресурсов в Государственном бюджете. Основными задачами казначейства являются:

- организация выполнения Государственного бюджета Украины и осуществление контроля за этим;

- управление имеющимися средствами Государственного бюджета Украины, в том числе в иностранной валюте, и средствами государственных внебюджетных фондов в пределах расходов, установленных на соответствующий период;

- финансирование расходов Государственного бюджета Украины;

— ведение учета кассового выполнения Государственного бюджета Украины, составления отчетности о состоянии выполнения Государственного бюджета Украины;

— осуществление управления государственным внутренним и внешним долгом в соответствии с действующим законодательством;

— распределение между Государственным бюджетом Украины и бюджетами Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя отчислений от общегосударственных налогов, собраний и обязательных платежей за нормативами, утвержденными Верховной Радой Украины;

— осуществление контроля за поступлением, использованием средств государственных внебюджетных фондов;

— разработка нормативно методических документов по вопросам бухгалтерского учета, отчетности и организации выполнения бюджетов всех уровней, которые являются обязательными для всех предприятий, учреждений и организаций, которые используют бюджетные средства и средства государственных внебюджетных фондов.

Государственная налоговая служба в Украине имеет статус министерства и является центральным органом исполнительной власти, созданная с целью усиления контроля за поступлением налогов, сборов и других обязательных платежей, укрепления исполнительской дисциплины.

Главными задачами службы является:

- осуществление контроля за исполнением налогового законодательства, правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, а также неналоговых доходов, установленных законодательством;

- разработка предложений относительно совершенствования налогового законодательства, принятия нормативных актов и методических рекомендаций по вопросам налогообложения;

- формирование и ведение Государственного реестра физических лиц - налогоплательщиков и других обязательных платежей и Единого банка данных о налогоплательщиках - юридических лицах

- проведение разъяснительной работы среди налогоплательщиков по вопросам налогообложения;

- предотвращение преступлений и других правонарушений, отнесенных к компетенции налоговой полиции, их раскрытия, прекращения, расследования и осуществления по делам об административных правонарушениях.

Полномочия органов местного самоуправления в отрасли бюджета и финансов:

— самостоятельно разрабатывают, утверждают и выполняют соответствующие местные бюджеты;

— самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов, определяют направления их использования;

— используют свободные бюджетные средства, дополнительно полученные в процессе выполнения местных бюджетов;

— органы местного самоуправления могут иметь внебюджетные целевые (в том числе валютные) средства, которые используются ими самостоятельно и находятся на специальных счетах в учреждениях банков;

— имеют право устанавливать местные налоги и сборы, которые засчитываются к соответствующим местным бюджетам. По решению собраний граждан могут внедрять местные сборы на принципах добровольного самообложения;

— внедряют в соответствии с законодательством местные налоги и сборы и обязательные платежи;

— могут выпускать местные ссуды, лотереи и ценные бумаги, получать ссуды из других бюджетов на покрытие временных кассовых разрывов с их погашением до конца бюджетного года, а также получать кредиты в банковских учреждениях;

— могут создавать в пределах законодательства коммунальные банки и другие финансово-кредитные учреждения, выступать гарантами кредитов предприятий, учреждений и организаций, которые принадлежат к коммунальной собственности, размещать надлежащие им средства в банках других субъектов права собственности, получать проценты от их доходов и засчитывать их в доходную часть соответствующего местного бюджета.

В системе органов государственной власти, которые осуществляют управление финансами, центральное место принадлежит Министерству финансов Украины. В современных условиях создания основ рыночного хозяйства изменяется роль Министерства финансов в системе управления государством, а также расширяются и дополняются его задачи и функции.

В соответствии с Концепцией развития Министерства финансов Украины, разработанной учеными Научно-исследовательского финансового института, этот орган должен стать главным инструментом государственной экономической регуляции. Для этого необходимо значительно усилить роль тех подразделов министерства, которые занимаются бюджетной работой, в частности выполнением государственного бюджета. В укреплении нуждается и контрольная функция министерства как за счет повышения роли Главного контрольно-ревизионного управления, так и за счет усиления контрольных полномочий самого министерства относительно использования средств государственного бюджета.

Предусматривается, что Минфин должен стать главным уполномоченным правительством органом во взаимосвязях Украины с международными финансовыми организациями, по вопросам привлечения иностранных кредитов и инвестиций, предоставления правительственных гарантий, привлечения и использования валютных ресурсов.

Совершенствование деятельности Министерства финансов Украины и превращения его у координатора экономических реформ в стране предусматривает значительное расширение его функций, в частности таких как:

— разработка макроэкономической стратегии и макроэкономического прогнозирования;

— разработка налоговой и фискальной политики;

— обеспечение стабильности государственных финансов;

— разработка таможенной политики и организация таможенного дела;

— организация и контроль за страховой деятельностью;

— контроль за производством и реализацией ликероводочных и табачных изделий;

— содействие развитию местного самоуправления и реформирования межбюджетных отношений;

— регулирование цен и тарифов но др.

Закономерно, что все изменения в деятельности и задачах Министерства финансов Украины найдут свое отображение в повышении правового статуса как самого министра, так и Министерства финансов Украины, а также в совершенствовании и развитии организационной структуры аппарата и, конечно, в конкретных приемах и методах его работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: