Товар и его свойства. Величина стоимости товара

Основу товарной формы общественного производства составляют три экономические категории: товар, стоимость и деньги. В центре логической системы, отражающей сущность товарного производства, - товар, а стоимость и деньги есть лишь выражение развитых товарных отношений.

Вещи производятся для удовлетворения потребностей человека, но товаром является не всякая производимая полезная вещь, а только полезность, производимая для обмена на другую полезность. Обмен полезными вещами и превращает их в «товары», а сам обмен - в главную форму социальной связи между производителями.

Для товаропроизводителя полезность производимого им блага состоит не в его потребительской полезности, а в специфической полезности – в возможности обмена этого блага на иную, не производимую им (производимую другими производителями), но полезную для него вещь. И чем больше количество «чужой» полезности способен принести производимый товар, тем ценнее он для своего производителя. Но для этого данное благо должно быть полезно не производителю, а товаропотребителю (покупателю): это и есть «общественная полезность товара». В экономической теории полезность товара обозначается понятием «потребительная стоимость». Быть общественно полезным (т. е. быть общественной потребительной стоимостью) – обязательное условие только для товара, тогда как большинство вещей (не-товары) полезны лишь своим собственникам (или, потенциально обладая общественной потребительной стоимостью, не выносятся на обмен).

Создав то, что, по его мнению, является товаром, производитель А выходит на рынок, где и происходит товарообмен – единственное доказательство товарности созданной вещи. Для этого он должен отыскать такого производителя В, который бы:

- нуждался в товаре А (проблема предложения);

- сам произвел необходимый для А товар (проблема спроса);

- согласился на предложенную пропорцию обмена (проблема цены).

Это три вечные проблемы товаропроизводителей, заставляющие их бесконечно искать, умнеть и побеждать, ибо на рынок нельзя войти раз и навсегда, необходимо каждый раз входить и бороться за пребывание на нем.

Главный вопрос практики (а следовательно, и теории) товарного производства – пропорция обмена товаров: объективна она или субъективна (произвольна)?

На первый взгляд, пропорция обмена отражает необозримое множество обстоятельств. В результате определяется меновая (рыночная) стоимость товаров – конкретная пропорция обмена в конкретных обстоятельствах.

Общее в товарах, позволяющее осуществлять их обмен, в том, что все они – продукты труда. Таким образом, под видом обмена разными потребительными стоимостями на самом деле скрывается приравнивание различных видов труда. В ходе обмена труд, воплощенный в товаре. Приобретает уже иное выражение – он теперь «абстрактный» (рассматриваемый отвлеченно, как вообще затраты труда). Отсюда – особенность политико-экономического взгляда на товар: он рассматривается как результат созидания человеческого труда. Т.е. «стоимость» - это воплощенный в товаре общественно необходимый труд.

Таким образом, труд, представленный в товаре, имеет двойственное («конкретное» и «абстрактное») выражение – в зависимости от того. С какой стороны рассматривается товар – как «потребительная стоимость» (результат «конкретного» труда) или как «стоимость» (результат «абстрактного» труда).

Отсюда следует, что обмен товаров – при прочих равных условиях - происходит пропорционально величине абстрактного труда, воплощенного в данном товаре, причем величине общественно-необходимого труда, т. е. отражающего средний уровень условий, производительности, интенсивности и качества труда. Поэтому величина стоимость товара теоретически равна количеству «застывшего» в нем общественно необходимого рабочего времени (или количеству труда).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: