Работа поверхности при действии на нее силы ветра

Классификация ветродвигателей по принципу работы

Существующие системы ветродвигателей по схеме устройства ветро-

колеса и его положению в потоке ветра разделяются на три класса.

Первый класс включает ветродвигатели, у которых ветровое колесо располагается в вертикальной плоскости; при этом плоскость вращения пер- пендикулярна направлению ветра, и, следовательно, ось ветроколеса парал- лельна потоку. Такие ветродвигатели называются крыльчатыми.

Быстроходностью называется отношение окружной скорости конца ло-

пасти к скорости ветра:

Z =w R. (6.2.1)

V

Крыльчатые ветродвигатели, согласно ГОСТ 2656-44, в зависимости от типа ветроколеса и быстроходности, разделяются на три группы (рис. 6.2.1).

- ветродвигатели многолопастные, тихоходные, с быстроходностью

Z n £2.

- ветродвигатели малолопастные, тихоходные, в том числе ветряные


мельницы, с быстроходностью


Z n >2.



- ветродвигатели малолопастные, быстроходные,


Z n ³3.


Ко второму классу относятся системы ветродвигателей с вертикаль-

ной осью вращения ветрового колеса. По конструктивной схеме они разби-

ваются на группы:

- карусельные, у которых нерабочие лопасти либо прикрываются шир-

мой, либо располагаются ребром против ветра;

- роторные ветродвигатели системы Савониуса.

К третьему классу относятся ветродвигатели, работающие по принци-

пу водяного мельничного колеса и называемые барабанными. У этих ветродвигателей ось вращения горизонтальна и перпендикулярна

направлению ветра.


Рис. 6.2.1. Схемы ветроколес крыльчатых ветродвигателей: 1 - многолопаст-

ных; 2-4 - малолопастных

Основные недостатки карусельных и барабанных ветродвигателей вы-

текают из самого принципа расположения рабочих поверхностей ветроколеса

в потоке ветра, а именно:

1. Так как рабочие лопасти колеса перемещаются в направлении воз- душного потока, ветровая нагрузка действует не одновременно на все лопа- сти, а поочерёдно. В результате каждая лопасть испытывает прерывную на- грузку, коэффициент использования энергии ветра получается весьма низким

и не превышает 10%, что установлено экспериментальными исследованиями.

2. Движение поверхностей ветроколеса в направлении ветра не позво- ляет развить большие обороты, так как поверхности не могут двигаться бы- стрее ветра.

3. Размеры используемой части воздушного потока (ометаемая поверх- ность) малы по сравнению с размерами самого колеса, что значительно уве- личивает его вес, отнесённый к единице установленной мощности ветро- двигателя.

У роторных ветродвигателей системы Савониуса наибольший коэффи-

циент использования энергии ветра 18%.

Крыльчатые ветродвигатели свободны от перечисленных выше недос-


татков карусельных и барабанных ветродвигателей. Хорошие аэродинамиче-

ские качества крыльчатых ветродвигателей, конструктивная возможность из- готовлять их на большую мощность, относительно лёгкий вес на единицу мощности – основные преимущества ветродвигателей этого класса.

Коммерческое применение крыльчатых ветродвигателей началось с

1980 года. За последние 14 лет мощность ветродвигателей увеличилась в 100

раз: от 20-60 кВт при диаметре ротора около 20 м в начале 1980 годов до

5000 кВт при диаметре ротора свыше 100 м к 2003 году (рис. 6.2.2). Некото- рые прототипы ветродвигателей имеют еще большие мощность и диаметр ротора. За тот же период стоимость генерируемой ветряками энергии снизи- лась на 80 % [4]. Зависимость стоимости электроэнергии от мощности ветродвигателей при их расположении на побережье и вдали от моря

представлена на рис. 6.2.3 (в ценах 2001 г.).

Рис. 6.2.2. Рост мощности и диаметра ротора коммерческих ветродвигателей


Рис. 6.2.3. Зависимость стоимости электроэнергии от мощности ветродвига-

телей при их расположении на побережье и вдали от моря

Скоростью ветра называют расстояние в метрах, проходимое массой воздуха в течение одной секунды. Скорость ветра постоянно меняется по ве- личине и направлению. Причиной этих изменений является неравномерное нагревание земной поверхности и неровности рельефа местности.

Скорость ветра является важнейшей характеристикой технических свойств ветра. Поток ветра с поперечным сечением F обладает кинетиче- ской энергией, определяемой выражением:

mV 2

. (6.3.1)

Масса воздуха, протекающая через поперечное сечение F со скоро-

стью V, равна:

m = r FV. (6.3.2)

Подставив (6.3.2) в выражение кинетической энергии (6.3.1), получим:



mV 2


r FV 3

=, (6.3.3)


откуда следует, что энергия ветра изменяется пропорционально кубу его ско-

рости.

Посмотрим, сколько процентов энергии ветра может превратить в по- лезную работу поверхность, поставленная перпендикулярно к направлению ветра и перемещающаяся в этом же направлении, что имеет место, например,

у ветродвигателей карусельного типа.

Мощность T определяется произведением силы P на скорость V:
T = PV.   (6.3.4)

Одну и ту же работу можно получить либо за счёт большой силы, при

малой скорости перемещения рабочей поверхности, либо, наоборот, за счёт малой силы, а следовательно, и малой поверхности, но при соответственно увеличенной скорости её перемещения.

Допустим, мы имеем поверхность F, поставленную перпендикулярно к направлению ветра. Воздушный поток вследствие торможения его поверхно- стью получит подпор и будет обтекать её и производить давление силой Px. Вследствие действия этой силы поверхность будет перемещаться в направ- лении потока с некоторой скоростью U (рис. 6.3.3); работа при этом будет равна произведению силы на скорость U, с которой перемещается поверх- ность F, т. е.:

T = PxU, (6.3.5)


где


Px – сила сопротивления, которая равна:


Px = C xF


r(V


- U)2, (6.3.6)


где C x


– аэродинамический коэффициент лобового сопротивления;


F – поверхность миделевого сечения теля, т.е. проекции площади тела на

плоскость, перпендикулярную направлению воздушного потока.

В этом случае ветер набегает на поверхность с относительной скоро-

стью, равной:



W = V


- U. (6.3.7)



чим:


Подставив значение


Px из уравнения (6.3.6) в уравнение (6.3.5), полу-


T = C xF


r(V


- U)2 U, (6.3.8)


Рис. 6.3.3. Действие силы ветра на поверхность.

Определим отношение работы, развиваемой движущейся поверхно- стью и выраженной уравнением (6.3.8), к энергии ветрового потока, имею- щего поперечное сечение, равное этой поверхности, а именно:


x
C F r(V


- U)2 U


x= 2 = C (V

r V 3 x


- U)2 U

V 3


. (6.3.9)


F

После преобразований получим:


x = C


x ⎜1 -


U ⎞2 U

VV


. (6.3.10)


Величину x называют коэффициентом использования энергии ветра.

Из уравнения (6.3.10) мы видим, что x зависит от скорости перемеще- ния поверхности в направлении ветра. При некотором значении скорости U коэффициент x получает максимальное значение. В самом деле, если ско- рость перемещения поверхности равна нулю U = 0, то работа ветра также


равна нулю. Если U = V,т.е. поверхность перемещается со скоростью ветра,

работа также будет равна нулю, так как нет силы сопротивления, за счёт ко-

торой совершается работа. Отсюда следует, что значение скорости U заклю-


чено в пределах между U =0


и U = V.


Установлено, чтобы получить максимальное x, поверхность должна перемещаться со скоростью:

U =1 V. (6.3.11)

Максимальный коэффициент использования энергии ветра при работе поверхности силой сопротивления не может быть больше x = 0,192.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: