Структура рынка электронной коммерции.
Тема 6. Технологии и ресурсы сети ИНТЕРНЕТ в маркетинге и коммер-ции.
Вопросы, подлежащие рассмотрению:
1. Структура рынка электронной коммерции.
2. Основные направления развития сетевой экономики на базе инфокоммунни-
кационных технологий.
3. Web-сайт как основа системы коммуникаций в Интернете. Получение инфор-
мации о посетителях Web-сайта.
4. Интернет - технологии в маркетинговых ИС: поиск информации, проведение
Интернет - опросов, взаимодействие с индивидуальными потребителями, раз-
работка новых товаров, стимулирование сбыта, рекламная деятельность.
Такие возможности ИНТЕРНЕТ, как перемещение на любые расстояния
файлов, текстов, сообщений, документов, графических объектов, а также музы-
кальной, художественной и видео-продукции явились стимулом к появлению
новых видов экономической деятельности: электронной коммерции, виртуально-
го маркетинга, электронной рекламы, дистанционного обслуживания потреби-
|
|
телей. Названные виды деятельности объединяют под общим названием "элек-
тронный бизнес". Более широкое толкование этого термина подразумевает
также компьютеризированные способы организации экономической деятель-
ности на рынке товаров и услуг.
Электронная торговля ('е'-коммерция, 'on-line'-торговля) - это процесс про-
движения товаров и услуг от продавца к потребителю с передачей права соб-
ственности или права пользования посредством информационно-поисковых
технологий локальных и глобальных сетей, прежде всего, Web-технологий
ИНТЕРНЕТ.
Средства телекоммуникации и, в частности, ИНТЕРНЕТ - технологии позво-
ляют пользователям организовать работу на оптовом рынке (системы торговли
типа В2В, или Business – to - Business), на розничном рынке (системы типа
В2С, или Business-to-Client), а также обеспечить рыночное взаимодействие меж-
ду физическими лицами (С2С), администрацией и бизнес - организациями
(А2В), администрацией и гражданами (А2С). Элементы этих систем представ-
ляют собой виртуальные торговые площадки (e-marketplaces). Элемен-
тами системы В2С могут быть электронные магазины, ярмарки, киоски, библио-
теки, справочные агентства, ИНТЕРНЕТ - банкинг, ИНТЕРНЕТ-кафе, ИН-
ТЕРНЕТ-телефония. Технологии В2В развиваются в двух направлениях:
ИНТЕРНЕТ-консалтинг и ИНТЕРНЕТ - биржи. Процессы С2С обеспечивают-
ся ИНТЕРНЕТ - аукционами и досками объявлений. Основные виды инфоком-
мунникационных технологий представлены на рис.6.2.1., а в табл.6.2.1. показаны
модели организации
|
|
B2C
электронного бизнеса.
B2B
Покупатель (физическое
лицо)
Продавец (юридическое лицо)
Производитель (юридическое лицо)
G2G B2G
G2C Государственная Государственнаяорганизация организация
Рис.6.2.1. Основные виды инфокоммунникационных технологий.
Специфика электронной коммерции связана с необходимостью:
- обеспечения безопасности и конфеденциальности финансовых сделок на
всех этапах передачи информации по сетям;
- использования банковских карт в процессе реализации и оплаты товаров;
- эффективной организации систем доставки;
- массового охвата обслуживаемых потребителей - пользователей сети ИН-
ТЕРНЕТ;
- выбора российских или международных стандартов шифрования переда-
ваемых по сетям данных.
Табл.6.2.1.