Эффективность информационных систем, способы ее расчета

Определение эффективности – это фундаментальная проблема, которая в об-ласти информатики в целом пока не решена. Однако в процессе принятия решений об инвестициях в информационную инфраструктуру все острее ставится вопрос о финансовой ответственности специалистов в области информатики.

Несмотря на то, что информационные системы стали крупнейшей статьей корпоративных расходов, инвестирование в них в достаточной мере совершается в слепую, без ясного видения результатов. Такое положение дел является следстви-ем, причина которого заключается в сложности определения результатов, ожи-даемых в процессе эксплуатации информационной инфраструктуры вообще, и ин-формационной системы в частности. Проблемным является тоже и процесс подсче-та затрат, так как с одной стороны, затраты на информационные технологии рас-пределяются по многим направлениям бухгалтерского учета, а с другой, сущест-вуют невидимые затраты, объем которых значителен.

Если каким-либо образом, например, с помощью экспертных или других оценок доходы удается определить, то экономическую эффективность информаци-онной системы можно рассчитать следующим образом:

Э R Z,

9


где Э - экономическая эффективность информационной системы; R, Z - результаты (доход) и затраты, соответственно.

Разумеется, данная формула иллюстрирует лишь общий взгляд на опреде-ление эффективности, так как в ней не учитываются многие факторы. К таковым, прежде всего, следует отнести факторы времени и неопределенности. Первый фак-тор требует соблюдения соизмеримости одних и тех же величин, полученных в разные периоды, а второй - учета влияния на величину доходов и затрат событий, которые не поддаются предвидению.

Определять доходы, получаемые в результате эксплуатации информационной системы - достаточно сложная задача. Для ее решения вначале следует рассмотреть источники их возникновения. Результаты, которые получают за счет эксплуатации информационной системы, можно разделить на несколько частей:

1. Доход, первого рода получают за счет применения таких информационных сервисов, которые непосредственно влияют на экономические показатели предпри-ятия. Например:

а) сокращение простоя оборудования за счет решения оптимизационной за-дачи;

б) сокращение затрат на хранение запасов материалов за счет повышения ритмичности поставок;

в) сокращение неустоек и выплат штрафных санкций за счет введения графи-ка доставки продукции;

г) повышение рентабельности предприятия за счет применения экспертных систем в процессе принятия решений и т.д.

2. Доход второго рода получают за счет повышения производительности и качества труда, непосредственно зависящих от средств автоматизации управленче-ских функций. Например:

а) снижение трудовых затрат на ввод первичных документов за счет их пере-дачи по каналам связи;

б) сокращение времени решения бухгалтерских, финансовых, маркетинговых и других задач за счет применения средств автоматизации;

в) снижение затрат за счет сокращения штата сотрудников, привлекаемых к делопроизводству, поиску и сортировке управленческой документации за счет вне-дрения электронного документооборота и т.д.

Результаты второго рода могут быть измерены с помощью экономических показателей, находящихся в бухгалтерской отчетности.

3. Доход третьего рода получают за счет положительного взаимовлияния уже автоматизированных управленческих процессов на другие автоматизированные или не автоматизированные. Связь эта опосредованная (не прямая). Например, улучшение работы службы маркетинга, за счет внедрения новых средств авто-матизации, влияет не только на эффективность процессов сбыта и снабжения, но и на само производство, так как оно, возможно, будет работать более ритмично. Последнее повысит производительность труда.

Доходы третьего рода измерить достаточно трудно, нет общепризнанных взглядов, подходов и, соответственно, методик. Однако синергетический (систем-ный) эффект несомненно имеет место, что обязывает прилагать усилия к его изуче-


нию.

Накапливается международный опыт оценки эффективности информацион-ного обслуживания, который свидетельствует о том, что необходима система пара-метров, характеризующих информационный сервис, с одной стороны, и требования пользователей сервиса к этим параметрам, с другой. Тогда удовлетворенность пользователей может измеряться выполнением предварительно согласованных ус-ловий, характеризуемых определением этих параметров. Соглашения в оценке ин-формационного сервиса фиксируются в специальном документе: соглашение об уровне сервиса (СУС), (SLA - Service Level Agreement).

Могут использоваться следующие параметры:

- производительность (например, число обработанных документов, время, потраченное на решение задач и т.д.);

- доступность сервиса (например, возможность работы в нескольких часовых поясах);

- надежность сервиса (например, возможность потерь в случае простоя). Определение финансовых результатов – сопоставление доходов и затрат,

предлагается осуществлять в разрезе конкретных информационных сервисов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: