Принятие личности человека за Абсолют ведет к многочисленным парадоксам в соответствующей системе представлений. Хотя Достоевский не строит философской системы в классическом смысле, он сознательно вкладывает в свои романы глубокое философское содержание и поэтому не может обойти возникающие здесь проблемы, он пытается дать им своеобразное художественное решение через образы своих персонажей.
Главная из возникающих здесь проблем совершенно очевидна — это необходимость прояснения смысла абсолютности личности. Ведь эмпирический человек конечен и ограничен по своему бытию, что проявляется в его смертности и зависимости от постоянно угрожающего ему уничтожением внешнего мира. Абсолют — это то, что первично по своему бытию, не зависит ни от чего превосходящего его и в свою очередь определяет все, что есть реального в мире. В противоположность этому человек в своем эмпирическом проявлении зависим от множества явлений и факторов и не является «господином» всей окружающей реальности. В рационалистической метафизике эмпирический человек получал абсолютное измерение своего бытия за счет того, что он описывался как эмпирическая реализация некоей всеобщей духовной субстанции. Классический пример такой концепции дал Р. Декарт; неслучайно он стал родоначальником новоевропейской философии, и его представление о духовной субстанции, как основе бытия каждой личности, использовалось многими последующими мыслителями (ее отзвук можно найти даже у Шопенгауэра, у которого рациональная субстанция превращается в иррациональную Мировую Волю). Однако для Достоевского и некоторых других мыслителей экзистенциального направления (например, для Б.Паскаля и С.Кьеркегора) эта позиция была неприемлема, поскольку она не позволяла придать абсолютного значения каждой уникальной личности. Достоевский пытается обосновать абсолютность конкретной личности, взятой во всей ее неповторимой индивидуальности.
На первый взгляд кажется, что рассматриваемая проблема может быть разрешена в рамках тех рассуждений, которые были воспроизведены в предыдущем разделе. Ведь Достоевский не признает бытия метафизической Личности, независимого от реального существования своих ипостасей — эмпирических личностей. Не случайно адекватной формой изложения внутренней диалектики метафизической Личности становится не абстрактная форма философского трактата, а жизненно-конкретная форма романов, в художественном мире которых сталкиваются персонажи, обладающие эмпирическим существованием, но выражающие полноту бытия метафизической Личности. В каждом конкретном преломлении, в каждом своем проявлении Личность выступает как личность, как конкретный человек, воплощающий в себе всю метафизическую полноту человеческого бытия, берущий на себя ответственность говорить от имени Абсолюта (Личности-Абсолюта).
Но именно для того чтобы это воплощение Личности-Абсолюта в каждой эмпирической личности было реальным, а не иллюзорным, необходимо более ясно описать смысл абсолютности личности, взятой в ее эмпирической конкретности. Этот искомый смысл не может быть какой-то абстракцией, чем-то всеобщим, он должен быть явлен в столь же жизненно-конкретной форме, как и жизнь любого человека. По существу, он и должен представать в качестве абсолютного смысла, реализуемого в жизни конкретной личности — личности, которая, проявив свою абсолютность, навеки стала идеалом для всех людей. Эта личность — Иисус Христос.
Значение образа Иисуса Христа для Достоевского раскрывается в словах, высказанных писателем в письме 1854 г. к Н.Д. Фонвизиной: «...если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной»[9]. Именно в интерпретации образа Иисуса Христа Достоевский особенно далек от канонической традиции. Хотя герои Достоевского высказывают очень разные и часто противоречивые оценки истории Христа, можно прийти к выводу, что божественность Богочеловека Иисуса Христа для Достоевского сводится к двум важнейшим аспектам. Прежде всего он рассматривает Иисуса как идеал для земного человека, как демонстрацию того предела, к которому идет человечество в своем развитии. Эта мысль ясно выражена в некоторых набросках и дневниковых записях Достоевского. Например, в дневниковой записи 1864 г. Христос назван «великим и конечным идеалом развития всего человечества, — представшим нам, по закону нашей истории, во плоти»[10]. Очевидно, что при таком подходе исчезает самая главная идея традиционного христианского мировоззрения — противопоставление земной и «посмертной» (вечной) жизни человека, а вместе с этим также и противопоставление эмпирической личности, живущей в истории, и Бога, пребывающего над историей, в вечности.
Важнейшим условием непреходящего, абсолютного значения Христа для человечества — как идеала и цели исторического развития — является факт преодоления им в своей жизни проклятия смерти. Если бы жизнь Иисуса, как и жизнь каждого человека, окончательно и бесповоротно обрывалась смертью, то не имело бы никакого смысла говорить о нем как о вечной и абсолютной мере человеческого совершенства. Идея бессмертия, а точнее идея воскресения Христа, выступает вторым и самым главным аспектом его божественной природы. Именно вокруг этой проблемы и концентрируются почти все размышления Достоевского о роли Христа в истории человечества и значении его образа для каждого человека. Воскресение Христа (точно так же как и воскресение Лазаря, история которого имеет особенно большое значение в «Преступлении и наказании») несет в себе залог грядущего воскресения каждого человека, залог его бессмертия, но это и есть главное, что позволяет признать человека абсолютным элементом бытия; конечный, смертный человек, всецело подчиненный эмпирическому времени, не может претендовать на то, чтобы быть причастным Абсолюту.
Два отмеченных выше аспекта божественности Христа наиболее прямо выражены Достоевским в образах двух своих героев — князя Мышкина из романа «Идиот» и инженера Кириллова из романа «Бесы». Параллель между Иисусом Христом и князем Мышкиным является общепринятой, сам Достоевский называл своего героя «земным Христом». Напротив, образ Кириллова обычно трактуют в том смысле, что он демонстрирует негативную роль безверия, ведущего человека к безумию и самоубийству. Однако в этой трактовке большинство комментаторов и интерпретаторов творчества Достоевского поддается искусу простых решений, тогда как в рассматриваемом вопросе не может быть никакого простого решения. В данном случае самым проницательным читателем Достоевского оказался Н. Бердяев, который в истории Кириллова увидел очень важную поправку к традиционной христианской идее Богочеловечества. На наш взгляд, можно сказать более точно: в образе Кириллова Достоевский дает свое выражение метафизического смысла истории Христа, подобно тому как в образе князя Мышкина он выражает моральный смысл того идеала, который олицетворяет Иисус. Безграничная любовь Мышкина ко всем окружающим его людям, гармонично сочетающаяся с глубоким проникновением в их внутренний мир, — это главное качество, выделяющее его среди окружающих и позволяющее говорить о нем как об идеальном человеке. С помощью истории Кириллова Достоевский пытается выразить более сложный аспект своего понимания божественности Христа — идею бессмертия и воскресения.
Обращаясь к тому, что Достоевский пишет по поводу проблемы бессмертия, мы сталкиваемся с неким парадоксом. На первый взгляд может показаться, что Достоевский решает проблему смерти и бессмертия с обезоруживающей простотой и в полном согласии с канонической христианской традицией. В «Дневнике писателя» за 1876 г. он пишет: «...без веры в свою душу и в ее бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо»[11]. Называя веру в бессмертие «основной и самой высшей идеей человеческого бытия», он приходит к выводу, что «самоубийство, при потере идеи о бессмертии, становится совершенною и неизбежною даже необходимостью для всякого человека, чуть-чуть поднявшегося в своем развитии над скотами... идея о бессмертии — это сама жизнь, живая жизнь, ее окончательная формула и главный источник истины и правильного сознания для человечества»[12]. В качестве наглядной иллюстрации этой мысли в «Дневнике писателя» выступает история «логического самоубийцы» — человека, который кончает с собой именно из-за того, что не может найти разумных оснований для веры в бессмертие, следствием чего является вывод о совершенной бессмысленности жизни.
Однако если принять, что Достоевский всегда и везде понимает бессмертие только в традиционном христианском смысле (как бытие души в ее «райском состоянии»), станут совершенно непонятными душевные терзания и мучительные размышления многих его героев (да и самого их автора) по поводу жизни, смерти и бессмертия. Ведь из приведенных слов следует, что вера в бессмертие является настолько фундаментальной и незыблемой, что она, в сущности, и не может быть предметом сомнения и обсуждения без того, чтобы тут же не привести человека к безумию и самоубийству. Если же человек мучительно размышляет над проблемой бессмертия, но продолжает жить, значит, он уже обладает указанной верой, и его сомнения имеют какой-то более сложный смысл, чем просто ее принятие или отвержение. Совершенно нетрадиционное понимание бессмертия и воскресения и отражено в истории Кириллова. Но прежде чем говорить об этой истории, вспомним еще двух героев Достоевского, чьи суждения непосредственно затрагивают эту проблему, — Ипполита Терентьева из романа «Идиот» и Свидригайлова из «Преступления и наказания».
Ипполит принадлежит к числу героев Достоевского, выражающих самые важные фрагменты мировоззрения их автора. В одной из центральных сцен романа «Идиот» Ипполит подробнейшим образом разъясняет свою «главную идею»: будучи безнадежно больным и зная, что ему осталось жить около двух месяцев, он приходит к выводу о необходимости покончить с собой. Обосновывая это решение, он обсуждает проблему посмертного существования и пытается понять, есть ли у нас основания для веры в бессмертие. Собственно говоря, самое важное в исповеди Ипполита — странное противоречие между непоколебимой верой в бессмертие и сомнением в возможности воскресения и бессмертия; анализ этого противоречия позволяет различить два основных смысла (или два уровня) понимания идеи бессмертия, которые использует Достоевский.
Ипполит безусловно верит в бессмертие; в заключение своего рассказа он совершенно определенно заявляет: «...я никогда, несмотря даже на все желание мое, не мог представить себе, что будущей жизни и провидения нет. Вернее всего, что все это есть, но что мы ничего не понимаем в будущей жизни и в законах ее»[13]. Как видно, сомнения Ипполита касаются не самой будущей жизни и бессмертия (именно поэтому он остается жить, и его самоубийство оказывается «мнимым»), а того, какова будущая жизнь, как надо понимать бессмертие.
Самые важные мысли Ипполит вкладывает в рассуждение, вызванное картиной Г. Гольбейна «Мертвый Христос». Здесь его сомнения в идее бессмертия непосредственно соотносятся с сомнением в возможности воскресения Христа. На картине, которую Ипполит видел в доме Рогожина, изображено тело Христа, которое настолько мертво, настолько подвержено закону тления, что невозможно поверить в его воскресение, в его возвращение к жизни; «когда смотришь на этот труп измученного человека, — говорит Ипполит, — то рождается один особенный и любопытный вопрос: если такой точно труп (а он непременно должен был быть точно такой) видели все ученики его, его главные будущие апостолы, видели женщины, ходившие за ним и стоявшие у креста, все веровавшие в него и обожавшие его, то каким образом могли они поверить, смотря на такой труп, что этот мученик воскреснет? Тут невольно приходит понятие, что если так ужасна смерть и так сильны законы природы, то как же одолеть их?.. И если б этот самый учитель мог увидать свой образ накануне казни, то так ли бы сам он взошел на крест и так ли бы умер, как теперь? Этот вопрос тоже невольно мерещится, когда смотришь на картину»[14].
Нужно признать, что с точки зрения традиционного христианского мировоззрения сомнения Ипполита лишены существенных оснований. Поскольку Христос претерпел все крестные муки как человек, он и в смерти должен был выглядеть как мертвый человек; и это нисколько не противоречит его воскресению и возможности веры в его воскресение. Ведь воскресает Христос уже не как человек, а как Бог, и его телесный облик после воскресения нельзя отождествлять с телесным обликом страдавшего и умершего Христа. Традиционное понимание воскресения вовсе не подразумевает «непрерывности» телесного существования Христа, скорее наоборот, смерть признается абсолютным пределом земного телесного бытия; за ним через воскресение приходит новая жизнь и новое бытие, в котором телесное начало, если и присутствует, то в радикально иной форме по отношению к земной телесности.
Как мы помним, Ипполит решительно заявляет о том, что обладает верой в бессмертие, поэтому его ужас, вызванный видом мертвого тела Христа с картины Гольбейна, свидетельствует не столько о невозможности веры в воскресение вообще, сколько об особом понимании воскресения, вера в которое и оказывается поколебленной. Та вера, о которой рассуждает Ипполит и к которой относятся его сомнения, в отличие от обычной христианской веры предполагает, что воскресение — это не новое рождение человека в новой форме бытия, а продолжение существования в прежней форме, получающей новое содержание, которое дополняет старое, но не отменяет его. Картина Гольбейна заставляет Ипполита усомниться (про такое сомнение, глядя на картину, говорит и князь Мышкин) в возможности воскресения, которое отрицало бы смерть как абсолютную грань земного бытия. Воскресение, которое имеется здесь в виду, означает, что смерть абсолютно вторична по отношению к жизни, и «разрыв», вносимый смертью, является чисто относительным, «несущественным» для жизни, может и должен быть «скомпенсирован» возвращением к такой же жизни в том же теле (хотя законы этой возрожденной жизни могут быть иными). Нетрудно видеть, что такое видоизменение христианской веры в бессмертие ничем не отличается от того преобразования идеи бессмертия, которое мы уже обнаружили ранее у Чаадаева.
С еще большей прямотой совершенно неортодоксальный смысл идеи посмертного существования человека выявляется в рассуждениях одного из самых неоднозначных героев Достоевского — Свидригайлова из романа «Преступление и наказание». Свидригайлов безусловно верит в бессмертие, однако это бессмертие уже ничего общего не имеет с христианством и скорее напоминает восточную концепцию переселения душ. Свидригайлов полагает, что человек продолжает телесно существовать после смерти в другом мире, «соседнем» с нашим, законы существования которого являются абсолютно непонятными и загадочными для нас. Все «соседствующие» (в каком-то сверхэмпирическом «пространстве») миры связаны друг с другом, и их обитатели могут стать видимыми в нашем мире. Об этом свидетельствуют привидения, которые являются Свидригайлову и о которых он рассказывает Раскольникову при их первой встрече. «Привидения — это, так сказать, клочки и обрывки других миров, их начало. Здоровому человеку, разумеется, их незачем видеть, потому что здоровый человек есть наиболее земной человек, а стало быть, должен жить одною здешнею жизнью, для полноты и для порядка. Ну а чуть заболел, чуть нарушился нормальный земной порядок в организме, тотчас и начинает сказываться возможность другого мира, и чем больше болен, тем и соприкосновений с другим миром больше, так что когда умрет совсем человек, то прямо и перейдет в другой мир»[15]. В результате Свидригайлов приходит к выводу, что смерть — это только переход от одной формы бытия к другой, и этот переход начинает осуществляться и становится зримым в любой серьезной болезни, охватывающей человека, смерть только «количественно» отличается от болезни, завершая указанный переход. Не случайно свое предстоящее самоубийство Свидригайлов постоянно называет вояжем, поездкой («в Америку»).
Принципиальным моментом в представлениях Свидригайлова, резко отличающим их от представлений Ипполита Терентьева, является убеждение, что существование в других мирах, предстоящее нам после смерти, не только не является более разумным, осмысленным и гармоничным, но и наоборот, еще более абсурдно, еще более лишено какого-то смысла и цели, чем наше земное существование. Это убеждение выражено в известных словах Свидригайлова о вечности: «Нам вот всё представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность. Мне, знаете, в этом роде иногда мерещится»[16]. Очевидно, что такое мировоззрение, хотя оно и основано на идее бессмертия, скорее, нужно считать противоположным христианской традиции, поскольку в нем начисто отсутствует представление об абсолютном совершенстве, то есть представление о Боге.