Негосударственный финансовый контроль

Основные виды государственного финансового контроля

Государственный и негосударственный финансовый контроль в РФ.

Лекция к уроку №20

Специальные офисные программы для туристского офиса и управления гостиничными комплексами

Высокое качество уровня управления можно обеспечить только при использовании современных информационных технологий. Каж­дая отрасль экономики имеет свои особенности. Поэтому на пред­приятиях социально-культурного сервиса и туризма применяются специализированные программы.

Специализированные программные средства для автоматизации деятельности в сфере туризма можно разделить на пакеты управления туристскими фирмами и пакеты управления гостиницами.

Пакеты управления туристскими фирмами имеют различные функциональные возможности. Множество программных продуктов можно условно разделить на туроператорские, турагентские, универ­сальные (рассчитаны на агентов, туроператоров, продавцов билетов). Как правило, большинство систем позволяют вести справочные базы по клиентам, партнерам, гостиницам, транспорту, а также вести учет туров и платежей, прием заказов и работу с клиентами, формирование выходных документов и т. д. Эти возможности ускоряют процессы расчетов и формирования документов.

Пакеты управления турфирмами:

· TurWin (компания Арим-Софт);

· Чартер, Овир (Мегатек);

· «Туристский офис» (компания «Туристские технологии»);

· «Само-Тур» (компания Само-Софт);

· Мастер-Тур (Мегатек);

· Travel Agent-2000 (Интур-Софт) и др.

Для осуществления финансового контроля со стороны органов представительной власти созданы соответствующие структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Госу­дарственной Думы, Счетная палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ.

Начало такому контролю было положено в 1992 г. созданием Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете РФ как органа, не зависимого в своих действиях ни от Правительства РФ, ни от администрации Президента РФ. В настоящее время основная часть его функций передана Коми­тету Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам.

Особое место в системе финансового контроля со сторо­ны органов представительной власти принадлежит Счетной палате РФ. Это не зависимый от Прави­тельства РФ. Сфера полномочий Счетной палаты - контроль федеральной соб­ственности и расходования федеральных денежных средств.

Контроль финансов co стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ.

Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ.

Среди его функций: кон­троль над деятельностью органов контроля и надзора при фе­деральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной влас­ти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб (обращений граждан и юридических лиц, представления документов, материалов и любой ин­формации, необходимой для проведения проверок.

Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ наделено широкими полномочиями. Оно контролирует про­цесс разработки и исполнения федерального бюджета, осу­ществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля.

Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает финансо­вую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего Минфин осуществляет финaнcoвый кoнтpoль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использо­вание государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приос­танавливать финансирование из федерального бюджета пред­приятий и организаций при наличии у них фактов незаконно­го расходования средств, а также непредставления ими соот­ветствующей отчетности; взыскивать государственные сред­ства, используемые не по назначению, с наложением предус­мотренных штрафов.

Органы Федерального казначейства призваны осуществ­лять государственную бюджетную политику; управлять про­цессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль поступления, целевого и экономного использования государственных средств.

Органы Казначейства имеют право производить проверки различных денежных документов, отчетов и смет в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюд­жета и внебюджетных фондов, приостанавливать операции по их счетам в банках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном порядке государственных средств, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка России, а также налагать штрафы на коммерческие банки в случае несвоевременного зачис­ления ими поступающих от хозяйствующих объектов средств на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов в размере действующей в данном банке процентной ставки, уве­личенной на 10 пунктов. Как правило, органы Казначейства взаимодействуют с налоговыми и правоохранительными орга­нами.

В связи с повышением роли налогов в доходах государ­ства при переходе к рыночной экономике стало необходимым выделение органов налоговой службы в особую систему. Глав­ная задача налоговых органов - обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, пра­вильностью исчисления, полнотой и своевременностью уп­латы налогов и других обязательных платежей.

Система налоговых органов, подчиняющаяся Президен­ту РФ, включает Федеральную налоговую службу, а также государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и орга­нах местного самоуправления. Основное оперативное звено - городские и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый кон­троль и ведут учет налогоплательщиков. В свою очередь Фе­деральное налоговое ведомство контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодей­ствие органов налоговой службы с другими контролирующи­ми и правоохранительными органами.

Налоговые органы имеют право в соответствии с налого­вым законодательством проверять любые денежные докумен­ты у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства; получать от них необходимые справки и сведения (за исклю­чением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового зако­нодательства и правильность исчисления налогов; обследо­вать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по нало­гам в бюджет.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному банку России (ЦБР). Как, орган государственного управления, наделенный властными пол­номочиями, он организует и контролирует денежно-кредит­ные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за дея­тельностью коммерческих банков.

Деятельность Федеральной службы по валютному и экспортному контролю, созданной в 1992 г., тесно связана с ЦБР и ГТК. Основной задачей Службы являются поиск и пресечение «лазеек» в валютном законодательстве, позволя­ющих осуществлять беспрепятственный отток валютных активов за рубеж, создание банка данных потенциальных нарушителей валютного законодательства.

Служба по валютному и экспортному контролю имеет право проверять все финансовые документы организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность; под­нимать вопрос о приостановлении лицензий на право осуще­ствления таких операций/в случаях выявления несоблюдения валютного и экспортного законодательства, непредставления отчетных документов. Кроме того, Службе приданы воени­зированные подразделения; они используются в разведовательно-карательных целях. Служба имеет право привлекать другие организации Российской Федерации в качестве агентов валютного контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: