double arrow

Негосударственный финансовый контроль. С начала 90-х гг. все большее значение приобретают те виды финансового контроля, которые проводятся без непосредственного участия государственных

2

С начала 90-х гг. все большее значение приобретают те виды финансового контроля, которые проводятся без непосредственного участия государственных контролирующих органов. Как отмечалось, к негосударственным видам финан­сового контроля относятся внутрифирменный (корпоратив­ный) контроль со стороны коммерческих банков за организа­циями-клиентами, аудиторский контроль.

Внутрифирменный финансовый контроль осуществляет­ся экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации - бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и др. - за финансовой деятельно­стью своего предприятия, его филиалов и дочерних структур. Службы внутреннего контроля постоянно следят за эффек­тивностью и целесообразностью расходования денежных средств (собственных, заемных, привлеченных), проводят анализ и сопоставление фактических финансовых результа­тов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционных проектов, контролируют финансовое состо­яние предприятия.

Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестирования капитала. Так называемый пост-аудит озна­чает сравнение фактических финансовых результатов на каж­дой стадии производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; ана­лиз и устранение причин их несоответствия; поиск путей сни­жения издержек и улучшения методов финансового прогно­зирования.




Контроль со стороны коммерческих банков. Появление коммерческих банков в результате перестройки банковской системы в значительной мере изменило функции банков в области финансового контроля. Если отделения Государствен­ного банка СССР контролировали всю финансовую деятель­ность закрепленных за ними предприятий, то коммерческие банки по закону обязаны контролировать лишь соблюдение клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. Вместе с тем необходимость поддержания ликвидности тре­бует от банка оценки финансового состояния и кредитоспо­собности предприятий - потенциальных заемщиков. В слу­чае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиен­та для оценки вероятности возврата ссуды с причитающими­ся процентами в установленный срок. Такой контроль со сто­роны банка - важный элемент управления кредитным рис­ком.

Аудиторский контроль. Это новый вид финансового кон­троля, возникший в Российской Федерации с конца, 80-х гг. С переходом к рыночной системе управления экономикой и появлением различных коммерческих структур резко повы­сились требования к их финансовой надежности, а также к объективности при оценке их финансового состояния.



Основные задачи аудиторского контроля - установле­ние достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; проверка платежей по расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств про­веряемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по предложению самого экономического субъекта, то обяза­тельная проводится в установленном порядке во всех случа­ях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. Обязательной аудиторской проверке подле­жат все кредитные организации (включая Банк России); стра­ховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создавае­мые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого ак­ционерного общества, независимо от числа акционеров и раз­мера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвес­торам.



Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю под­лежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные показатели которых превыша­ют критерии, установленные Правительством РФ. Обязатель­ная аудиторская проверка может быть проведена и по поруче­нию государственных органов - прокуратуры, казначейства, налоговой службы и налоговой полиции. Уклонение юриди­ческого лица от проведения обязательной аудиторской про­верки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные). Они могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме откры­того акционерного общества. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включа­ются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не могут одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятель­ностью.

Все аудиторские услуги платные. Отношения аудитор­ской фирмы с клиентами, как правило, оформляются догово­ром с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка производится на основе поручения судебных орга­нов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторской услуги производится за счет проверяемой орга­низации по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности - за счет средств го­сударственного бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом бан­кротом.

В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Ука­зом Президента РФ от 23 декабря 1993 г., результат аудитор­ской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государствен­ных и судебных органов. Различают четыре варианта заклю­чения;

1) заключение без замечаний - аудитор подтверждает досто­верность показателей финансовой и бухгалтерской отчет­ности;

2) заключение с замечаниями (оговорками), свидетельству­ющее об общем положительном мнении аудитора о достоверности отчетности, при наличии отдельных упу­щений, которые указаны в аналитическом разделе;

3) отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет на предприятии не соответствует требованиям законодатель­ства, а финансовая отчетность недостоверна и не дает представления о реальном состоянии финансов;

4) заключение не составляется в том случае, если аудито­ру не была предоставлена возможность получить необ­ходимую информацию о проверяемом объекте.



2




Сейчас читают про: