Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Логические операции обобщения и ограничения понятия

Деление понятия.

Определение понятий.

Логические операции обобщения и ограничения понятия.

Логические отношения между понятиями.

Виды понятия.

Понятие как форма мышления.

Часть I. Алгоритм изучения темы 1.2. – Понятие как форма мышления. – Понятие и слово. – Содержание и объем понятия. – Виды понятий. – Отношения между понятиями.

Часть II. Алгоритм изучения темы 1.2. – Обобщение и ограничение. – Определение. – Деление. Классификация. – Операции с классами.

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Базовый учебник:

1. Кириллов В. И. Логика: учебник / В. И. Кириллов А. А. Старченко. – М.: Проспект, 2011. – 240 с.

Основная литература:

2. Гусев Д.А. Логика: Учебное пособие / Д.А. Гусев. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2010. – 376 с.

3. Ефременко А.Е., Новиченко А.С. Логика в расследовании и оценке преступлений. Учебное пособие / А.Е. Ефременко, А.С. Новиченко. – М.: Издательство «Щит-М», 2010. – 220 с.

4. Ивлев Ю.В. Логика для юристов: учебник / Ю.В. Ивлев– 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – 272 с.

5.Хоменко И.В. Логика. Теория и практика аргументации: учебник для бакалавров / И.В. Хоменко. – М.: Изательство Юрайт; ИД Юррайт, 2012. – 314 с.

Дополнительная литература:

6. Кириллов В. И. Упражнения по логике: учеб. пособие / Кириллов В. И., Орлов Г. А., Фокина Н. И., под ред. В.И. Кириллова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.:Проспект, 2009. – 184 с.

Интернет-ресурсы:

7. https://www.informika.ru/ Справочная информация по курсу «Логика», списки фондов, информационные подборки статей, список российских серверов.

8. https://www.iph.ras.ru/~logic/index.html Сектор Логики Института Философии Российской академии наук (ИФ РАН).

9. https://www.edu.ru / Федеральный портал «Российское образование» (раздел: логика) и др.

Вопрос № 1. Понятие как форма мышления

Общая характеристика понятия

Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.

Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак. Например, признаком бесхозного имущества является то, что оно не имеет собственника или его собственник не известен.

Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет и являются еди­ничными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых (например, черты лица, телосложение, походка, жестику­ляция, мимика,) принадлежат только данному человеку и отличают его от других людей; другие (профессия, национальность, социальная принад­лежность и т.д.) являются общими для определенной группы людей; наконец, есть признаки, общие для всех людей. Они при­сущи каждому человеку и вместе с тем отличают его от других живых существ. К ним относятся способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.

Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаковлогикавыделяет признаки существенные и несущественные.

Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют существенными. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называются несущественными.

Существенные признаки могут быть общими (например, древнегреческий философ) и единичными (например, основатель логики).

Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокуп­ности в абстрактной, обобщенной форме на основании их сущест­венных признаков.

Понятие — одна из основных форм научного познания. Форми­руя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы. Например, правовые науки сформировали такие понятия, как «преступление», «наказание», «вина», «умысел», «право­способность» и др.

Логические приемы образования понятий

Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд логических приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

Чтобы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и разли­чия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.

Выделение признаков связано с мысленным расчленением пред­мета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.

Выделение с помощью анализа признаков позволяет отличить существенные признаки от несущественных и отвлечься, абстраги­роваться от последних. Мысленное выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков называется абстрагиро­ванием.

Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа, должны быть соединены в единое целое. Это достигается с помощью приема, противоположного анализу, — синтеза, пред­ставляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчле­ненного анализом.

Признаки изучаемых предметов распространяются на все сход­ные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения приема, с помощью которого отдельные предметы на основе прису­щих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов.

Таким образом, устанавливая сходство (или различие) между предметами (сравнение), расчленяя сходные предметы на элементы (анализ), выделяя существенные признаки и отвлекаясь от несуще­ственных (абстрагирование), соединяя существенные признаки (синтез) и распространяя их на все однородные предметы (обобще­ние), мы образуем одну из основных форм мышления — понятие.

Понятие и слово

Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосоче­таниях, без которых невозможно ни формирование понятий, ни опе­рирование ими.

Единство понятия и слова не означает их полного совпадения. В разных национальных языках одно и то же понятие выражается разными словами. Но и в одном языке слово и понятие нередко не совпадают. Многие слова имеют не одно, а несколько значений. Например, слова русского языка «связка», «закон», «субъект», «край» и др.

В любом языке существуют омонимы и синонимы.

Омонимы (от греч. homos — «одинаковый» и onyma — «имя») — это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но выражающие различные понятия (например, заключение — суждение, полученное ло­гическим путем из посылок, и состояние лица, лишенного свободы, и последняя часть, конец чего-либо).

Синонимами (от греч. synonymus — «одноименный») называют­ся слова, близкие или тождественные по своему значению, выра­жающие одно и то же понятие, но отличающиеся друг от друга оттенками значений или стилистической окраской. Например, «ро­дина» и «отечество»; «юридическая наука», «правоведение» и «юриспруденция»; «договор», «соглашение» и «контракт» и многие другие.

Многозначность слов (полисемия) нередко приводит к смеше­нию понятий, а следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимо точно установить значение слов, с тем чтобы употреб­лять их в строго определенном смысле.

В различных областях науки и техники вырабатывается специ­альная терминология — система терминов, употребляемых в данной области знания.

Термин это слово или словосочетание, обозна­чающее строго определенное понятие и характеризующееся одно­значностью по крайней мере в пределах данной науки или родствен­ной группы наук. Важное значение разработке и уточнению терми­нологии придается правовыми науками, которые, как правило, дают разъяснения терминов, употребляемых в определенной области права. Например, в Уголовно-процессуальном кодексе разъясняют­ся термины: «суд», «суд первой инстанции», «касса­ционная инстанция», «надзорная инстанция», «судья», «прокурор», «следователь», «законные представители» и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: