Функциональная направленность конфликтов в организации

Функция конфликта выражает, с одной стороны, его социальное назначение, а с другой — зависимость, которая возникает между ним и другими компонентами общественной жизни. В первом случае берут­ся во внимание последствия конфликта, во втором — направленность отношений конфликтующих субъектов социальных связей.

Конфликт — это такое взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противобор­ства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух сторон.

Активное противоборство и противодействие отличают конфликт от других форм конфронтации — таких, например, как отсутствие согласия по тому или иному вопросу, противоречие (противополож­ность) интересов различных общностей и индивидов, коллизии между моральными и правовыми нормами, соревновательное соперни­чество в чем-то или жесткая конкуренция.

И одна еще черта, конф­ликт — прогнозируемое явление, подверженное регулированию. Это объяснимо самой природой возникновения конфликтных столкно­вений.

Во-первых, конфликтное взаимодействие отличается тем, что противостояние в нем выразителей несовпадающих интересов и це­лей служит для них одновременно и связующим звеном.

Во-вторых, участнику конфликта приходится анализировать, строить прогнозы, корректировать свое поведение и действия, умерять эмоции, т.е. пускать в ход весь арсенал управленческих средств.

Задача менеджера заключается не в том, чтобы непременно вос­препятствовать возникновению конфликтной ситуации и перерас­танию ее в конфликт, а в том, чтобы контролировать этот процесс, направляя его в желательное русло. Смысл управления в данном случае сводится к тому, чтобы вовремя распознать истинные причины конфликта, изменить доступными и приемлемыми средствами си­туацию, добиться в конечном счете положительного исхода и пре­дотвращения возможных негативных последствий.

Если суммировать вышесказанное, то можно дать следующее определение: конфликт — это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столк­новении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.

2.2. Функции конфликта

Уже в силу самой своей природы конфликт может являться носи­телем и созидательных, и разрушительных тенденций, поэтому его функции характеризуются с учетом пози­тивных и негативных последствий.

Положительными, считаются решение той проблемы, которая породила про­тиворечие и вызвала столкновение, с учетом взаимных интересов и целей всех сторон, а также достижение понимания и доверия. К отрицательным, относятся неудовлет­воренность людей общим делом, уход от решения назревших проблем, нарастание враждебности, ослабление сплоченности сотрудников.

По своему содержанию функции конфликта охватывают как ма­териальную сферу (связаны с экономическими интересами, выгодой или потерями), так и духовно-нравственную сферу (способны повы­шать или ослаблять социальную активность, поощрять или подавлять оптимизм, воодушевление людей).

Функции конфликта Направленность и последствия конфликтов
конфликта позитивные негативные
Интеграция персонала Разрядка напряженности в межличностных и межгруп­повых отношениях; согласо­вание индивидуальных и кол­лективных интересов; образо­вание и консолидация фор­мальных и неформальных групп; углубление и стабили­зация общих интересов Ослабление организован­ности и единства коллектива; нарушение баланса интере­сов между личностями и груп­пами; проявления недобро­совестного отношения к делу и стремления к выгоде для себя за счет других; потвор­ство эгоизму, своеволию, анархии
Активизация социальных связей Придание взаимодействию сотрудников большей дина­мичности и мобильности; усиление согласованности в достижении целей, функ­ционального и социального партнерства Несогласованность в дейст­виях людей, занятых совмест­ным делом; ослабление вза­имной заинтересованности в общем успехе; возведение препятствий на пути к сот­рудничеству
Сигнализа­ция об очагах социальной напряжен­ности Выявление нерешенных проблем и стимулирование работы; обнаружение недо­статков в условиях и охране труда; реализация потребнос­тей, интересов и ценностей коллектива Резкое выражение недо­вольства действиями ад­министрации; протест про­тив злоупотреблений от­дельных должностных лиц; нарастание неудовлетво­ренности трудом
Инновация, содействие творческой инициативе Повышение активности и мотивации к работе; сти­мулирование роста квали­фикации; содействие твор­честву, новым и оптимальным решениям Создание дополнительных помех трудовой и социальной активности; подавление де­лового настроя, энтузиазма и творческой инициативы; уход от альтернативных ре­шений
Трансфор­мация (пре­образова­ние) дело­вых отно­шений Создание здорового социаль­но-психологического климата; утверждение уважительного отношения к труду и деловой предприимчивости; повыше­ние уровня взаимного доверия Ухудшение морально-психо­логической атмосферы; ус­ложнение процесса восста­новления деловых отношении и партнерского сотрудни­чества
Информа­ция об орга­низации и ее персо­нале Повышение уровня осведом­ленности работников о положении дел в организации; нахождение «общего языка» Усиление недружественного поведения; уклонение от сот­рудничества; преграды диа­логу, обмену мнениями
Профилак­тика противо­борств Урегулирование разногласий на взаимной основе; ослабле­ние конфронтации в социаль­но-трудовых отношениях Нагнетание напряженности и враждебности; уклонение от примирительных процедур



double arrow
Сейчас читают про: