А. Тенденция развития показательного театра - унификация театров по модели общенародной социалистической культуры.
1) Закрытие театров (1936 – 1938 гг. – зарыто 9 театров в Москве).
2) Прекращена деятельность театров студийного типа.
3) Мхатизация театров:
- Объявление Московского Художественного театра образцом для подражания.
- Превращение М. Горького в классика № 1.
- Имитация самодеятельными руководителями приверженности системе Станиславского.
- Создание в Москве национальных студий для изучения «системы».
- Ориентация учебных материалов на мхатовский психологический реализм.
- Оценка коллективов на смотрах, исходя из принципов системы Станиславского.
4) Выдвижение немногочисленной группы показательных театров из числа идеологически и профессионально выдержанных (решение театрального совещания ВЦСПС 1935 г. о выделении 25 – 30 «лучших коллективов» «для обеспечения им систематической помощи и руководства».
5) Сведение идейности и мастерства до классового отражения действительности и приемов создания образов положительных героев и врагов.
|
|
Б. Перемены в низовом театре.
1) Слабость прямого идеологического контроля.
2) Рост пропасти между «показательными» коллективами и основной массой драмкружков.
3) Устойчивость критикуемых недостатков:
- «аполитичность» репертуара.
- «легковесность» в трактовке советских и классических пьес и ролей.
В. Развитие сельской театральной самодеятельности.
1) До 1934 г. – ликвидация методической помощи сельской художественной самодеятельности (закрытие специализированных журналов «Искусство массам – быв. «Деревенский театр» и др.).
2) Создание колхозно-совхозных передвижных театров (около 300 в РСФСР, чуть меньше в Украине, по 40 в Узбекистане и других союзных республиках.
3) Преобладание низовых драмкружков (от 60 до 100 тыс. во 2-й пол 1930-х гг.)
4) Неизжитость старых проблем (низкий уровень руководителей, качества игры, постановка с двух-трех репетиций и пр.).
5) Преобладание А.Н. Островского и фольклорных инсценировок (в основном, свадебного обряда) на сельской сцене.
6) В годы войны – переход на театрально-эстрадные программы (скетчи, пение, танец).
7) После войны – объединение смотров для сельской и городской самодеятельности в ущерб сельской.
Г.Судьба агитационного театра.
1) «Лицом к производству!» - обслуживание полиических и хозяйственных кампаний на местах.
2) Создание «агитпропбригад» (в городе) и «агитационно-художественных бригад (на селе).
3) Деградация приемов работы до уровня устных газет времен Гражданской войны.
4) Ликвидация или слияние с драмкружками или превращение в эстрадно-концертные коллективы.
|
|
5) Фольклоризация агитбригад во 2-й пол. 1930-х гг.
Частушка как донос (задейсттвование механизма страха вместо механизма смеха).
5) Исчезновение необходимости в художественной агитации в связи с достигнутым внешним единомыслием.
6) Формирование многочисленных кружков художественногослова (литературоцентризм).
7) Возрождение агитбригад при районных Домах культуры (постановление Совмина РСФСР 1946 г.),
8) Возрождение (поверхностной) сатиры после смерти Сталина.