Театральная самодеятельность 1930-х – середины 1950-х гг

А. Тенденция развития показательного театра - унификация театров по модели общенародной социалистической культуры.

1) Закрытие театров (1936 – 1938 гг. – зарыто 9 театров в Москве).

2) Прекращена деятельность театров студийного типа.

3) Мхатизация театров:

- Объявление Московского Художественного театра образцом для подражания.

- Превращение М. Горького в классика № 1.

- Имитация самодеятельными руководителями приверженности системе Станиславского.

- Создание в Москве национальных студий для изучения «системы».

- Ориентация учебных материалов на мхатовский психологический реализм.

- Оценка коллективов на смотрах, исходя из принципов системы Станиславского.

4) Выдвижение немногочисленной группы показательных театров из числа идеологически и профессионально выдержанных (решение театрального совещания ВЦСПС 1935 г. о выделении 25 – 30 «лучших коллективов» «для обеспечения им систематической помощи и руководства».

5) Сведение идейности и мастерства до классового отражения действительности и приемов создания образов положительных героев и врагов.

Б. Перемены в низовом театре.

1) Слабость прямого идеологического контроля.

2) Рост пропасти между «показательными» коллективами и основной массой драмкружков.

3) Устойчивость критикуемых недостатков:

- «аполитичность» репертуара.

- «легковесность» в трактовке советских и классических пьес и ролей.

В. Развитие сельской театральной самодеятельности.

1) До 1934 г. – ликвидация методической помощи сельской художественной самодеятельности (закрытие специализированных журналов «Искусство массам – быв. «Деревенский театр» и др.).

2) Создание колхозно-совхозных передвижных театров (около 300 в РСФСР, чуть меньше в Украине, по 40 в Узбекистане и других союзных республиках.

3) Преобладание низовых драмкружков (от 60 до 100 тыс. во 2-й пол 1930-х гг.)

4) Неизжитость старых проблем (низкий уровень руководителей, качества игры, постановка с двух-трех репетиций и пр.).

5) Преобладание А.Н. Островского и фольклорных инсценировок (в основном, свадебного обряда) на сельской сцене.

6) В годы войны – переход на театрально-эстрадные программы (скетчи, пение, танец).

7) После войны – объединение смотров для сельской и городской самодеятельности в ущерб сельской.

Г.Судьба агитационного театра.

1) «Лицом к производству!» - обслуживание полиических и хозяйственных кампаний на местах.

2) Создание «агитпропбригад» (в городе) и «агитационно-художественных бригад (на селе).

3) Деградация приемов работы до уровня устных газет времен Гражданской войны.

4) Ликвидация или слияние с драмкружками или превращение в эстрадно-концертные коллективы.

5) Фольклоризация агитбригад во 2-й пол. 1930-х гг.

Частушка как донос (задейсттвование механизма страха вместо механизма смеха).

5) Исчезновение необходимости в художественной агитации в связи с достигнутым внешним единомыслием.

6) Формирование многочисленных кружков художественногослова (литературоцентризм).

7) Возрождение агитбригад при районных Домах культуры (постановление Совмина РСФСР 1946 г.),

8) Возрождение (поверхностной) сатиры после смерти Сталина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: