Методы экспертных оценок. Прогнозирование и планирование в условиях неопределенности

Прогнозирование и планирование в условиях неопределенности.

Корреляционная зависимость между уровнями различных рядов динамики.

При изучении развития явления во времени часто возникает необходимость оценивать степень взаимосвязи в изменениях уровней двух каких-то рядов различного содержания, но связанных между собой. В этом случае речь идет об определении коэффициентов корреляции между уровнями двух динамических рядов. Исследование корреляции рядов динамики приводит не только к выявлению причин, обусловливающих изменение уровней анализируемого показателя, но и сходство в динамике одного и того же показателя на разных территориях, разных исследуемых объектов.

Применение методов классической теории корреляции в динамических рядах связано с некоторыми особенностями. Прежде всего, это наличие для большинства динамических рядов зависимости последующих уровней от предыдущих (автокорреляции).

Другим обстоятельством, которое нужно принимать во внимание при сопоставлении уровней двух динамических рядов, является существование лага, то есть смещения во времени изменения одного показателя по сравнению с изменением другого. Поэтому при наличии отставания в развитии двух взаимосвязанных показателей нужно сдвинуть уровни одного ряда относительно другого на некоторый промежуток времени, что даст возможность получить более правильную оценку степени тесноты корреляционной связи.

Таким образом, при применении метолов корреляции в динамических рядах встает двоякая задача:

1. измерить связь последовательных уровней одного и того же динамического ряда (коэффициент автокорреляции и авторегрессии);

2. измерить связь между изменением двух параллельных рядов разного содержания, но так или иначе связанных друг с другом (коэффициент корреляции и регрессии).

Группа методов экспертных оценок наиболее часто используется в практике оценивания сложных систем на качественном уровне. Термин «эксперт» происходит от латинского слова expert – «опытный».

Эксперт должен обладать рядом важнейших качеств, а именно:

· компетентностью – профессиональной информированностью;

· креативностью - способностью решать задачи, метод решения которых полностью или частично неизвестен;

· эвристичностью - способностью выявлять неочевидные проблемы,

· интуицией - способностью угадывать решения без его обоснования,

· предикатностью - способностью предсказывать будущее решение,

· независимостью (нонконформизмом) - способностью противостоять мнению большинства,

· всесторонностью (общей эрудицией) - способностью видеть проблему с разных точек зрения.

При использовании экспертных оценок обычно предполагается, что мнение группы экспертов надежнее, чем мнение отдельного эксперта.

В любом случае экспертные оценки несут в себе как узкосубъективные черты, присущие каждому эксперту, так и коллективно-субъективные, присущие коллегии экспертов. И если первые устраняются в процессе обработки индивидуальных экспертных оценок, то вторые не исчезают, какие бы способы обработки не применялись.

Все множество проблем, решаемых методами экспертных оценок, делится на 2 класса:

1 класс - Проблемы, в отношении которых имеется достаточное обеспечение информацией.

2 класс - Проблемы, в отношении которых знаний для уверенности в справедливости указанных гипотез недостаточно.

Этапы экспертизы: формирование цели (кем и для чего будут использованы результаты), разработка процедуры экспертизы, формирование группы экспертов, опрос, анализ и обработка информации.

При обработке материалов коллективной экспертной оценки используются методы теории ранговой корреляции. Для количественной оценки степени согласованности мнений экспертов применяется коэффициент конкордации W, который позволяет оценить: насколько согласованы между собой мнения экспертов. Его значение находится в пределах 0W1: где W=0 - полная противоположность, W=1 - полное совпадение, нормальным считается значение W=0,7-0,8.

К наиболее употребительным процедурам экспертных оценок относятся:

• ранжирование,

• парное сравнивание,

• множественные сравнения,

• непосредственная оценка,

• Черчмена-Акоффа (последовательное сравнение),

• метод Терстоуна,

• метод фон Неймана-Моргенштерна,

• методы типа Дельфи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: