Объективные принципы аппаратного управления

В своей повседневной деятельности гражданские служащие руководствуются не только объективными законами, о которых шла речь, но и объективными принципами управления аппаратной деятельностью, такими как:

- принцип оптимизации государственного управления, который заключается в совершенствовании управляемой и управляющей подсистем;

- принцип разумной управляемости, согласно которому обычная норма управляемости колеблется от трех до семи непосредственно подчиненных руководителю исполнителей;

- принцип делегирования полномочий, когда руководитель или вышестоящий орган передает часть своих функций подчиненным без активного вмешательства в их действия;

- принцип соответствия, который имеет две стороны: с одной – работник должен соответствовать должности, а с другой – получаемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя;

- принцип автоматического замещения отсутствующего, при котором отсутствующий работник должен замещаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций;

- принцип первого руководителя, заключающийся в том, что контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем, так как только он имеет право и возможность решать или поручать решение любого вопроса;

- принцип единоначалия, при котором подчиненные должны получать приказания только от одного начальника;

- принцип эффективности организационной структуры, состоящий в том, что она эффективна только тогда, когда способствует достижению поставленных целей при минимальных затратах труда и ресурсов;

- принцип единства доверия и проверки, сформулированный в поговорке: «Доверяй, но поверяй!»;

- принцип допустимости ошибки, который предусматривает правило: «исполнитель имеет право на ошибку!», что обязывает предусматривать подстраховку и перестраховку;

- принцип основного звена предполагает, что не следует размениваться на мелочи, всегда надо ориентироваться на главное и основное в своей работе.

Таким образом, на смену обычным стихийным регуляторам социальных взаимодействий приходит стабильный регулятор в виде государственных нормативов, которые направляют события в нужное для людей русло. Основные социальные процессы в современном обществе регулируются главным образом государством и его государственной службой.

На основе познания и использования законов управления формируются принципы управленческой деятельности как руководящие идеи, исходные положения, позволяющие формировать систему управления и подбирать совокупность методов, необходимых для достижения поставленных целей.

Результатом обобщения объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков являются принципы социального управления, которые становятся общим началом деятельности. Принципы социального управления – правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе.

Принципы управления определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления. Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей можно представить в такой последовательности: законы социального развития социальные законы соответствующего периода (этапа) социального развития законы и закономерности социального управления принципы социального управления. При этом важное различие между принципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают – им следуют.

К основным принципам социального управления относят принципы:

• единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении;

• единства воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;

• сочетания отраслевого и территориального управления;

• приоритетности в достижении стратегических целей;

• научности социального управления;

• прогнозирования социального управления;

• мотивации (стимулирования) труда;

• ответственности за результаты социального управления;

• рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров;

• экономичности и эффективности управления;

• системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев);

• иерархичности (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);

• необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);

• обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным);

• сочетания единоначалия и коллегиальности;

• ситуационного управления по прогнозированию возмущений;

• программно-целевого обеспечения;

• делегирования полномочий;

• гуманизма и нравственности в управлении;

• гласности в принятии решения.

Принципы управления позволяют формировать систему методов и выбирать каждый метод в отдельности; однако каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.

Таким образом, принципы социального управления должны:

• основываться на законах развития общества, на законах управления;

• соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления;

• учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления;

• в необходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных документах.

Системы принципов управления изменяются в процессе развития социального управления. Тем не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выражают общие требования к системе социального управления. Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.

Контрольные вопросы

1. Что такое объективный социальный закон? Каковы особенности объективных законов административного управления?

2. Каково содержание закона (принципа) Питера?

3. Каковы неэтичные формы карьеры?

4. В чем смысл первого закона Паркинсона?

5. Каково содержание третьего закона Паркинсона?

Рекомендуемая литература

Граждан, В. Д. Государственная гражданская служба: учебник. – М., 2009.

Кнорринг, В. И. Искусство управления: учебник. – М., 1997.

Основы теории управления: учебное пособие / под ред. В. Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. – М, 2003.

Паркинсон, С. Н. Законы Паркинсона. – Минск, 1997.

Питер, Л. Д. Принцип Питера // Закон Мерфи. — Минск, 1997.

Саймон, Г. А. Менеджмент в организациях / Г. А. Саймон, Д. У. Смитбург, В.А. Томпсон. – М., 1995.

Смирнов, Э. А. Основы теории организации: учеб. пособие. – М., 1998.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: