План маркетинга.
В этом разделе Вам надо рассказать:
- как Вы собираетесь продавать свой товар – через собственные фирменные магазины или через оптовые организации;
- как Вы будите определять цены на свои товары;
- какой уровень прибыльности на вложенные средства собираетесь реализовать;
- как будите организовывать рекламу и сколько собираетесь на это выделить;
- как будите добиваться постоянного роста продаж – за счет расширения района сбыта, или за счет поиска новых форм привлечения покупателей;
- как будите организовывать службу сервиса, и сколько на это Вам потребуется средств;
- как будите добиваться хорошей репутации своих товаров и самой фирмы в глазах общественности;
- сведения об оценке патентоведами патентной чистоты этих товаров в тех странах, где вы собираетесь их продавать.
Этот раздел готовится только теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством. Главная задача здесь – доказать Вашим потенциальным партнерам, что Вы будите в состоянии реально производить нужное количество товаров в нужные сроки и с требуемым качеством. Иными словами, от Вас требуется показать, что Вы действительно «знаете, как» организовать производство:
- где будут изготавливаться товары – на действующим или вновь создаваемом предприятии;
- какие для этого потребуются производственные мощности, и как они будут возрастать год от года;
- где и у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие;
- какова репутация поставщиков и есть ли уже опыт работы с ними;
- предполагается ли производственная кооперация и с кем;
- возможно ли какое-нибудь ограничение объемов производства или поставок ресурсов;
- какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести;
- возможны ли проблемы в производстве;
- как будет осуществляться контроль качества производимой продукции, и какими стандартами Вы при этом будите руководствоваться;
- каковы издержки производства и их динамика на перспективу.
Полезным элементов в этом разделе может стать схема потоков на Вашем предприятии (откуда и как будут к Вам поступать все виды сырья и комплектующих изделий; в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию и как эта продукция будет поставляться с вашего предприятия). Важно показать рациональность вашей технологической схемы.
Необходимо не забыть о затратах, связанных с утилизацией отходов и охраной окружающей среды. Здесь всегда возможны самые неприятные сюрпризы в виде штрафов со стороны правительственных органов и протестов со стороны общественности. Иногда с этой целью в бизнес-планах выделяют специальный раздел – «Местоположение». Это особенно важно для предприятий, создающих большую нагрузку на окружающую среду и для мелких предприятий торговли, сервиса и общественного питания.
Данные этого раздела желательно приводить в перспективе на 2-3 года, а для крупных предприятий – на 4-5 лет.






