Подсистемы
СОСТАВ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ
ПОНЯТИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ
ТЕМА 10. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ
Автоматизированной системой (АС) называется система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций.
Автоматизированная система всегда существует в некоторой конкретной организации и обеспечивает (полностью или частично) именно ее деятельность. Таким образом, каждая автоматизированная система уникальна, что не исключает существования в разных организациях похожих автоматизированных систем.
Автоматизированная система обязательно предполагает выполнение пользователями заданных функций по формализованным правилам. Если рабочие места сотрудников организации просто оборудовали компьютерами и сказали: «Работайте, как хотите», это хорошо, но это не автоматизированная система.
Автоматизированная система обязательно включает в себя три составляющие: технические средства, программное обеспечение и персонал. При этом происхождение первых двух составляющих принципиального значения не имеет. Можно их закупать, а можно разрабатывать специально для данной системы.
|
|
Автоматизированная система всегда создается исполнителем для заказчика.
В качестве последнего всегда выступает та организация, которая намерена автоматизировать свою деятельность, а исполнители могут быть разными. Когда-то это компания системный интегратор, когда-то группа собственных сотрудников.
Существует много программных продуктов в названии которых присутствует слово «система», например, система управления базами данных.
Если автоматизированная система достаточно сложна, ее делят на подсистемы. Что значит, достаточно сложна. В теории систем описаны разные уровни и критерии сложности. На практике необходимость выделения в автоматизированной системе нескольких подсистем часто бывает вызвана организационными и финансовыми причинами, например, подсистемы разрабатывают и вводят в эксплуатацию последовательно.
Подсистема — это часть автоматизированной системы, которая тоже удовлетворяет определению автоматизированной системы, в частности, имеет полноценные функции.
Выделение целей деятельности, функций автоматизированной системы и при необходимости ее подсистем во многом субъективно и поставлено в зависимость от точки зрения субъекта, который решил этим заняться. Если некоторый результат важен в контексте решаемой задачи, мы можем считать его целью, а иначе игнорировать. Разбивать автоматизированную систему на подсистемы мы тоже будем так, как нам удобно, лишь бы наши решения не противоречили содержанию этого понятия.
|
|
Компоненты — это части, из которых мы в объективной реальности строим автоматизированную систему. Система физически состоит из своих компонентов, поэтому деление автоматизированной системы на компоненты носит наиболее объективный характер.
Каждый компонент мы приобретаем, монтируем и подключаем (если это оборудование), устанавливаем (если это программа) и обслуживаем отдельно от других компонентов. Мы купили и поставили на стол компьютер — это компонент. Загрузили из Интернета бесплатные электронные таблицы — опять-таки компонент.
Покомпонентный состав автоматизированной системы очень важен с точки зрения ее документирования, поскольку с технической документацией на систему как таковую и на компоненты обращаются по-разному. Ее, вообще говоря, должны разрабатывать разные люди, и ее оформляют по разным стандартам в зависимости от типа компонента.