Следовательно, вместо прежнего представления о том, что в основе строения и функции нервной системы лежит разомкнутая рефлекторная дуга, теория информации и обратной связи («обратной афферентации») дает новое представление о замкнутой кольцевой цепи рефлексов, о круговой системе эфферентно-афферентной сигнализации. Не разомкнутая дуга, а сомкнутый круг — таково новейшее представление о строении и функции нервной системы. Таким образом, в свете данных кибернетики нервная система характеризуется как система информации и управления.
Единая нервная система человека условно делится на 2 части соответственно двум основным частям организма — растительной и животной: 1 ) часть нервной системы, иннервирующая все внутренности, а также эндокринную систему и непроизвольные мышцы кожи, сердце и сосуды, т. е. органы растительной жизни, создающие внутреннюю среду организма, называется растительной нервной системой, вегетативной или автономной; 2 ) другая часть нервной системы, управляющая произвольной мускулатурой скелета и некоторых внутренностей (язык, гортань, глотка) и иннервирующая главным образом органы животной жизни, называется животной нервной системой, анимальной. Ее также не совсем удачно называют соматической, имея в виду сому, т. е. собственно тело. Она заведует по преимуществу функциями связи организма с внешней средой, обусловливая чувствительность организма (при посредстве органов чувств) и движения мускулатуры скелета. Условность и ограниченность приведенной выше классификации явствует из того, что вегетативная нервная система имеет отношение к иннервации всех органов, в том числе и соматических, так как она участвует в их питании (трофика), а также определяет тонус скелетной мускулатуры.
И. П. Павлов и особенно К. М. Быков со своими учениками (В. Н. Черниговский и др.) показали зависимость деятельности всех внутренностей и сосудов от коры головного мозга.
Вегетативная часть нервной системы в свою очередь делится на две части: симпатическую к парасимпатическую, которые для краткости также называются системами. Симпатическая система иннервирует все части организма, а парасимпатическая — лишь определенные области его.
Кроме такой классификации, соответствующей строению организма, нервную систему делят по топографическому принципу на центральный и периферический отделы, или системы. Под центральной нервной системой разумеется спинной и головной мозг, которые состоят из серого и белого вещества, под периферической — все остальное, т. е. нервные корешки, узлы, сплетения, нервы и периферические нервные окончания. Серое вещество спинного и головного мозга — это скопления нервных клеток вместе с ближайшими разветвлениями их отростков, называемые нервными центрами. Нервный центр — это «скопление и сцепление нервных клеток» (И. П. Павлов).
Белое вещество — это нервные волокна (отростки нервных клеток, нейриты), покрытые миелиновой оболочкой (откуда и происходит белый цвет) и связывающие отдельные центры между собой, т. е. проводящие пути. Как в центральном, так и в периферическом отделах нервной системы содержатся элементы анимальной и вегетативной частей ее, чем достигается единство всей нервной системы.
Высшим отделом ее, который ведает всеми процессами организма, как животными, так и растительными, является кора большого мозга.
Контрольные вопросы к лекции:
1. Основные функции нервной системы.
2. Главные части нервной системы
3. Нейрон, его составные элементы и их значение.
4. Строение и значение серого и белого мозгового вещества.
5. Строение нервного волокна.
6. Механизм проведения нервного импульса.
7. Строение и значение синапсов.
8. Классификация нейронов.
9. Органы рецепции и их классификация.
10.Определение понятия анализатора.
11.Определение понятия рефлекса.
12.Строение рефлекторной дуги и кольца.
Развитие нервной системы.
Цель лекции. Рассмотреть фило- и онтогенез нервной системы.
план лекции:
1. Рассмотреть сетчатую нервную систему.
2. Рассмотреть узловую нервную систему.
3. Рассмотреть трубчатую нервную систему.
4. Дать характеристику источников развития нервной системы в эмбриогенезе.
5. Гистогенез нервной трубки, образование серого и белого вещества.
6. Развитие спинальных ганглиев.
7. Характеристика головного мозга на стадии 3-х мозговых пузырей.
8. Характеристика головного мозга на стадии 5-ти мозговых пузырей.
9. Постэмбриональные изменения центральной нервной системы.