Разработка и принятие управленческих решений

ЛЕКЦИЯ

Принятие решений – первичная функция менеджмента.

По поводу разработки и принятия решений в менеджменте ведутся продолжительные споры между специалистами. Некоторые исследователи представляют себе принятие решений как рациональный, логический и полностью систематизированный процесс. Другие склонны к менее рациональному взгляду и рассматривают принятие решений скорее в поведенческих категориях. Но большинство исследователей сходятся во мнении, что принятие решений занимает огромную часть времени менеджеров, даже если они расходятся во мнении о том, единственная ли это для них функция. Во всяком случае, принятие решений – главный вид деятельности руководителя. Г.Саймон называл принятие решений «сутью управленческой деятельности».

Решение – это выбор альтернативы. Почти все каждодневные решения мы принимаем без систематичного продумывания.

В менеджменте – это более систематизированный процесс, чем в частной жизни. Менеджер выбирает направление не только для себя, но и для всей организации и других работников. Люди, находящиеся на верхних этажах крупной организации, порой принимают решения, связанные с миллионами денежных единиц. Что еще важнее – управленческие решения могут сильно влиять на жизнь многих людей, по меньшей мере каждого из тех, кто работает с принявшим решение руководителем и, возможно, каждого в организации.

Организационные решения можно квалифицировать как запрограммированные и незапрограммированные.

Запрограммированные – Г.Саймон заимствовал этот термин из языка компьютерной технологии, для описания решений в высокой мере структурированных. Запрограммированное решение есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения. Как правило, число возможных альтернатив ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

Незапрограммированные решения требуются в ситуациях, которые определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения. К числу незапрограммированных можно отнести решения следующего типа: какими должны быть цели организации, как улучшить качество продукции, как усовершенствовать структуру управленческого подразделения, как усилить мотивацию подчиненных.

На практике немногие управленческие решения оказываются запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде. Почти все решения оказываются где-то между крайними вариантами.

Процесс решения можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие как процесс, ведущий к появлению этого продукта.

Но продукт этот, не может появиться совсем без отрицательных последствий. Любое решение будет влиять негативно на какую-то подсистему организации. Толковый руководитель понимает, что в некоторых ситуациях приходится принимать не очень удачные и не очень приятные решения, т.е. идти на компромисс. В деле руководства организацией встречается очень мало ситуаций, настолько однозначных, что результатом наилучшего решения будет одно только благо.

Тем не менее в современном менеджменте можно выделить три основных подхода к принятию решений. Это – интуитивные решения; решения, основанные на суждениях и рациональные решения.

Чисто интуитивное решение – это выбор, сделанный менеджером на основе ощущения ситуации. Многие менеджеры на практике часто используют этот подход. Но, с точки зрения статистики, полагаясь только на интуицию без логики, человек имеет не так много шансов принять приемлемое решение.

Логика решений, основанных на суждениях, тоже кажется иногда не очевидной, ибо – это выбор, обусловленный знанием или накопленным опытом. Суждение как основа организационного решения полезно, поскольку многие ситуации в организациях имеют тенденцию к частому повторению. Но здесь существует опасность вовремя не разглядеть новизну ситуации, когда прошлый опыт будет явно неуместен.

Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

Для менеджеров не существует возможности действовать абсолютно логически. Если бы это было не так, то применение общепринятых научных методов почти ко всем сферам менеджмента было бы значительно упрощено. Но принятие решений всегда старались рассматривать как логический процесс, так как именно здесь менеджмент приближается к реальной науке.

Но, все-таки необходимо рассмотреть общий рациональный подход к решению управленческих проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: