Анализ динамики издержек и кривая опыта

Одна из классических моделей стратегий разработана в 1926 году. Она связывает определение стратегии с достижением преимущества в издержках. Предполагает, что каждый раз, когда объем производства удваивается, затраты на создание единицы продукции уменьшаются на 20% (рис. 14).

Рис. 14 Кривая опыта

Снижение затрат при увеличении объема производства обу­словлено комбинацией следующих факторов:

1. преимущества в технологии, возникающие с расширением производства;

2. обучение на опыте наиболее эффективным способом орга­низации производства;

3. эффект экономии на масштабе.

В соответствии с кривой опыта основным направлением стра­тегии фирмы должно стать завоевание наибольшей доли рынка, по­скольку именно у крупнейшего из конкурентов появляются возмож­ности достижения самых низких единичных издержек и, следова­тельно, самых высоких прибылей.

Погоня за доминированием на рынке, как стратегический им­ператив, оправдывает себя в случае быстрорастущих рынков, даю­щих конкурентам возможности для роста. Применение кривой опы­та возможно в основном в отраслях материального производства.

В современных условиях достижение лидерства в издержках необязательно связано с увеличением масштабов производства. Ны­нешнее высокотехнологичное оборудование рассчитано не только на крупные производства, но и на небольшие. Сегодня даже маленькая фирма может использовать компьютеры, модульное обору­дование, которые обеспечивают высокую производительность и возможности перестройки для решения различных специфических задач.

Главным недостатком модели являются учет только одной из внутренних проблем организации и невнимание ко внешней среде (в первую очередь к потребностям покупателей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: