Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Экономическая структура определяется:
- формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);
- структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;
- особенностями сферы товарного обращения;
- уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;
- видами торговли, используемыми в стране.
Эти особенности накладывают своеобразный отпечаток на рыночную систему, которая приобретает специфические черты.
По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:
- По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
- рынки благ и услуг;
- рынки средств производства;
- рынки научно-технических разработок;
- рынки ценных бумаг;
- рынки рабочей силы.
- Рынки можно классифицировать по товарным группам:
- рынки товаров производственного назначения;
- товаров народного потребления; продовольственных товаров;
- рынки сырья и материалов и т. д.
- Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки:
- внутрирегиональные;
- межрегиональные;
- республиканские;
- межреспубликанские;
- международные (мировые).
- По степени ограничения конкуренции различают:
- монопольный;
- олигопольный;
- межотраслевые рынки.
- По видам субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:
- рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;
- рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;
- рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами - непосредственные производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплек- сы и т. д.
Оптовая торговля существует в двух видах.
|
|
Первый вид - установление прямых связей между поставщиками и потребителями. Этот вид обычно используется при устойчивой кооперации труда (текстильные и швейные комбинаты, автомобильные и шинные предприятия). При таких связях договор становится исходным пунктом и активным рычагом формирования рынка.
Второй вид оптовой торговли - коммерческие центры, биржи. Этот вид применяется, когда продукция поставщика используется многочисленными мелкими потребителями. Например, на предприятиях, выпускающих подшипники, которые потребляются сотнями и тысячами предприятий и организаций.
Переход к оптовой торговле возможен при определенных экономических и социальных предпосылках:
|
|
- обоснованной системе цен, учитывающей соотношение спроса и предложения;
- создании развитой инфраструктуры рынка (складские помещения, базы, транспортное обслуживание и т. п.).
- С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:
- легальные, официальные;
- нелегальные "теневые", "черные" и т. д.
Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков.
Рынки товаров и услу г. В эту группу включаются рынки:
- товаров потребительского назначения - продовольственные и непродовольственные товары;
- рынки услуг - бытовые, транспортные, коммунальные;
- рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.
Рынки факторов производства. В их состав входят:
- рынки недвижимости;
- орудий труда;
- сырья и материалов;
- энергетических ресурсов;
- полезных ископаемых.
Финансовые рынки. Это:
- рынки капиталов, т. е. инвестиционные рынки;
- кредитные рынки;
- рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варантами, фьючерсными контрактами и др.;
- валютно-денежные рынки.
Рынки интеллектуального продукта - инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.
Рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с законами рыночной экономики.
Региональные рынки: местные, внутренние, национальные рынки; внешние, международные рынки.
Сегментация рынков. Основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка - это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков). Основными из них являются:
- Географические:
- по регионам;
- по административному делению;
- по плотности населения - город, пригород, сельская местность;
- по климатическим условиям - умеренно-континентальный, континентальный, субтропический, морской.
- Демографические:
- группировка населения по возрасту;
- по полу;
- размеру семьи;
- по уровню дохода;
- по профессиональному составу - научные работники НИИ, инженерно-технические работники госпредприятий, рабочие госпредприятий, служащие, пенсионеры, безработные;
- по уровню образования; по религиозной принадлежности;
- по национальному составу.
- Психографические:
- группировка населения по социальному составу - с низким, средним, высоким, очень высоким достатком;
- по стилю жизни - богемный, элитарный, молодежный, спортивный;
- по личным качествам - амбициозные, авторитарные, импульсивные.
- Поведенческие:
- приобретение товаров носит случайный характер;
- поиск выгод при покупке товаров - изделия высокого качества, хорошее обслуживание, низкие цены;
- статус постоянного клиента; степень нуждаемости в продукте - нужен постоянно, нужен время от времени;
- эмоциональное отношение к продукции - положительное, безразличное, негативное.