double arrow

Структура, виды, сегментация рынков

Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Экономическая структура определяется:

  • формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);
  • структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;
  • особенностями сферы товарного обращения;
  • уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;
  • видами торговли, используемыми в стране.

Эти особенности накладывают своеобразный отпечаток на рыночную систему, которая приобретает специфические черты.
По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:

  1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
    • рынки благ и услуг;
    • рынки средств производства;
    • рынки научно-технических разработок;
    • рынки ценных бумаг;
    • рынки рабочей силы.
  2. Рынки можно классифицировать по товарным группам:
    • рынки товаров производственного назначения;
    • товаров народного потребления; продовольственных товаров;
    • рынки сырья и материалов и т. д.
  3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки:
    • внутрирегиональные;
    • межрегиональные;
    • республиканские;
    • межреспубликанские;
    • международные (мировые).
  4. По степени ограничения конкуренции различают:
    • монопольный;
    • олигопольный;
    • межотраслевые рынки.
  5. По видам субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:
    • рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;
    • рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;
    • рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами - непосредственные производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплек- сы и т. д.

Оптовая торговля существует в двух видах.

Первый вид - установление прямых связей между поставщиками и потребителями. Этот вид обычно используется при устойчивой кооперации труда (текстильные и швейные комбинаты, автомобильные и шинные предприятия). При таких связях договор становится исходным пунктом и активным рычагом формирования рынка.

Второй вид оптовой торговли - коммерческие центры, биржи. Этот вид применяется, когда продукция поставщика используется многочисленными мелкими потребителями. Например, на предприятиях, выпускающих подшипники, которые потребляются сотнями и тысячами предприятий и организаций.
Переход к оптовой торговле возможен при определенных экономических и социальных предпосылках:

    • обоснованной системе цен, учитывающей соотношение спроса и предложения;
    • создании развитой инфраструктуры рынка (складские помещения, базы, транспортное обслуживание и т. п.).
  1. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:
    • легальные, официальные;
    • нелегальные "теневые", "черные" и т. д.

Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков.
Рынки товаров и услу
г. В эту группу включаются рынки:

    • товаров потребительского назначения - продовольственные и непродовольственные товары;
    • рынки услуг - бытовые, транспортные, коммунальные;
    • рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.

Рынки факторов производства. В их состав входят:

    • рынки недвижимости;
    • орудий труда;
    • сырья и материалов;
    • энергетических ресурсов;
    • полезных ископаемых.

Финансовые рынки. Это:

    • рынки капиталов, т. е. инвестиционные рынки;
    • кредитные рынки;
    • рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варантами, фьючерсными контрактами и др.;
    • валютно-денежные рынки.

Рынки интеллектуального продукта - инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.
Рынки рабочей силы
. Они представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с законами рыночной экономики.
Региональные рынки
: местные, внутренние, национальные рынки; внешние, международные рынки.

Сегментация рынков. Основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка - это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков). Основными из них являются:

  1. Географические:
    • по регионам;
    • по административному делению;
    • по плотности населения - город, пригород, сельская местность;
    • по климатическим условиям - умеренно-континентальный, континентальный, субтропический, морской.
  2. Демографические:
    • группировка населения по возрасту;
    • по полу;
    • размеру семьи;
    • по уровню дохода;
    • по профессиональному составу - научные работники НИИ, инженерно-технические работники госпредприятий, рабочие госпредприятий, служащие, пенсионеры, безработные;
    • по уровню образования; по религиозной принадлежности;
    • по национальному составу.
  3. Психографические:
    • группировка населения по социальному составу - с низким, средним, высоким, очень высоким достатком;
    • по стилю жизни - богемный, элитарный, молодежный, спортивный;
    • по личным качествам - амбициозные, авторитарные, импульсивные.
  4. Поведенческие:
    • приобретение товаров носит случайный характер;
    • поиск выгод при покупке товаров - изделия высокого качества, хорошее обслуживание, низкие цены;
    • статус постоянного клиента; степень нуждаемости в продукте - нужен постоянно, нужен время от времени;
    • эмоциональное отношение к продукции - положительное, безразличное, негативное.

Сейчас читают про: