double arrow

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ РАЗВИТИЕ В ДИДАКТИКЕ. Средства обучения математике


Средства обучения математике

В «Концепции учебного предмета «Математика» (Матэматыка: праблемы выкладання», 2009, № 4 – в портфолио) раздел 6 «Состав и структура учебно-методического комплекса по учебному предмету «Математика» сказано: «В учебно-методический комплес в качестве основных средств обучения входят учебники (учебные пособия), сборники задач, дидактические материалы, книги для учителя. Могут также использоваться таблицы, рабочие тетради, электронные учебные пособия, компьютерные программные продукты и др. Органичное сочетание названных средств должно содействовать повышению эффективности обучения учащихся математике.

Система дидактических материалов должна включать разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тестовые задания и системы тестов с целью повышения эффективности индивидуальной работы, объективности и оперативности текущего и тематического контроля результатов учебной деятельности учащихся.

На уроках, факультативных занятиях, а также во внеклассной работе наряду с традиционными средствами обучения целесообразно использовать электронные средства, к которым относятся мультимедийные устройства, интерактивные компьютерные модели, электронные энциклопедии и справочники, электронные тренажеры и другие средства обучения. Самостоятельно изучить «Инструктивно-методическое письмо по использованию электронных средств обучения в образовательном процессе» [6].




Литература

1. Манвелов С. Г.Строение базовой системы уроков //Математика в школе. – 2006. – № 6. – с. 18 –27.

2. Саранцев Г.И. Современный урок математики //Математика в школе. – 2006. – № 7. – с. 50 –55.

3. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

4. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России,2002.

5. Махмутов М. И. Современный урок. – М.:Педагогика, 1985.

6. Инструктивно-методическое письмо по использованию электронных средств обучения в образовательном процессе //Матэматыка: праблемы выкладання. – 2009. – № 5.

Что следует понимать под формами, или организационными формами обучения?

Для осмысления данного понятия сопоставим его с термином «метод обучения». Как уже говорилось, метод обучения обозначает внутреннюю, процессуальную сторону обучения и выступает как способ обучающей работы учителя и определяемый им способ учебной (познавательной) деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом.

Понятие же формы организации учебной работы имеет иной смысл. Латинское слово «foгma» означает наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебной работы, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.



Запишем:

Форма– наружный вид, соответствующий внутреннему устройству; система организации чего-либо.

Форма организации обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемое в определенном порядке и режиме.

Форма организации обучения может быть:

Индивидуальная - преподаватель адаптирует степень сложности, трудности заданий, оказывает помощь с учетом знаний, умений и личностных качеств обучающегося, т.е. работает индивидуально с каждым учеником.

Парная – преподаватель общается с двумя обучающимися, которые в свою очередь активно взаимодействуют.

Групповая –преподаватель выделяет группы по каким-то признакам и организует работу учащихся в таких группах.

Коллективная– учащиеся рассматриваются как целостный коллектив, имеющий своих лидеров – руководителей их среды. Общие цели, задачи и активное взаимодействие между всеми учащимися обеспечивают достаточно высокий уровень их сплоченности и взаимопонимания в процессе коллективной учебной деятельности.

Фронтальная –работа одновременно со всеми учащимися.

Какими особенностями характеризуется классно-урочная форма организации обучения?



Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:

· постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);

· каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

· учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

· каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);

· постоянное чередование уроков (расписание);

· руководящая роль учителя (педагогическое управление);

· применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ:

- отличается более строгой организационной структурой;

- является экономной, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся;

- создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся.

Особенности школьного урока:

· урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей);

· дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:

· определенное организационное начало и постановка задач урока;

· актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания;

· объяснение нового материала;

· закрепление или повторение изученного на уроке;

· контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;

· подведение итогов урока;

· задание на дом;

· содержание урока соответствует образовательному государственному стандарту, учебной программе соответствующей школьной дисциплины в рамках школьного учебного плана;

· каждый урок является звеном в системе уроков;

· урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока;

· основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особенностей.

Особенности урока обусловлены его целью и местом в целостной системе обучения. Каждый урок занимает определенное место в системе учебного предмета, при изучении конкретной школьной дисциплины.

Структура урока воплощает закономерности и логику процесса обучения.

Типы уроков определяются особенностями главных задач, разнообразием содержательно-методической инструментовки и вариативностью способов организации обучения.

1. Комбинированный урок (наиболее распространенный тип урока в практике). Его структура: организационная часть (1-2 мин), проверка домашнего задания (10-12 мин), изучение нового материала (15-20 мин), закрепление и сопоставление нового с ранее изученным материалом, выполнение практических заданий (10-15 мин), подведение итога урока (5 мин), домашнее задание (2-3 мин).

2. Урок изучения нового материала применим, как правило, в практике обучения старшеклассников. В рамках данного типа проводятся урок-лекция проблемный урок, урок-конференция, киноурок, урок-исследование. Эффективность урока данного типа определяется качеством и уровнем освоения нового учебного материала всеми учениками.

3. Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ и лабораторного практикума. Значительную часть времени занимает повторение и закрепление знаний, практическая работа по применению, расширению и углублению знаний, по формированию умений и закреплению навыков.

4. Урок обобщения и систематизации нацелен на системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предметом в целом. При проведении такого урока учитель ставит перед учениками проблемы, указывает источники получения дополнительной информации, а также типичные задачи и практические упражнения, задания и работы творческого характера. В ходе таких уроков осуществляется проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по нескольким темам, изучаемым на протяжении длительного периода-четверти, полугодия, года обучения.

5. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначен для оценки результатов учения, диагностики уровня обученности учеников, степени готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных ситуациях обучения. Он также предполагает внесение изменений в работу педагога с конкретными учениками. Видами таких уроков в школьной практике могут быть устный или письменный опрос, диктант, изложение или самостоятельное решение задач и примеров, выполнение практических работ, зачет, экзамен, самостоятельная или контрольная работа, зачет, тестирование. Все эти виды уроков организуются после изучения крупных тем и разделов учебного предмета. По результатам итогового урока следующее занятие посвящается анализу типичных ошибок, «пробелов» в знаниях, определению дополнительных заданий.

В школьной практике используют и другие типы уроков, такие как урок-соревнование, консультация, взаимообучение, лекция, межпредметный урок, игра.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНОВ УРОКОВ (РЕКОМЕНДАЦИИ)







Сейчас читают про: