Оснащение резервуаров для хранения высоковязких нефтей

Полная маркировка насосов типа НМ содержит группу буквенных обо­значений, например: НМ 7000 - 210, где НМ обозначает нефтяной магистраль­ный, 7000 - подачу в м3/ч, 210 - напор в метрах столба перекачиваемой жидкости.

Для повышения экономичности нефтепроводного транспорта при изме­нении производительности перекачки у спиральных насосов предусмотрено применение сменных роторов с рабочими колёсами на подачу 0,5 и 0,7 от но­минальной (насос на подачу 1250 м3/ч имеет один сменный ротор на 0,7 номи­нальной подачи, а насос на подачу 10000 м3/ч - дополнительный ротор на пода­чу 1,25 от номинальной).

Конструкция спиральных насосов типа НМ рассчитана на давление 7,4 МПа, что допускает последовательное соединение не более трёх насосов данного вида.

В подобных насосах используются торцевые уплотнения 4, которые мон­тируются в корпусе в месте выхода из него вала.

Современным типом подпорных насосов являются насосы НПВ (нефтя­ные подпорные вертикальные). Они выпускаются четырёх типоразмеров: НПВ 1250-60, НПВ 2500-80, НПВ 3600-90, НПВ 5000-120. Цифры в маркировке ука­зывают на производительность (м3/ч) и напор насоса (м). Данный тип насоса (рис. 28) размещается в стакане 1, расположенном под уровнем земли, практически на отметке трубопровода. Приводящий двигатель находится на поверхности.

Насос имеет центробежное рабочее колесо двухстороннего входа 2, с ка­ждой стороны колеса по предвключенному литому колесу 4 типа шнек. На­правляющие подшипники ротора - подшипники скольжения, они смазываются и охлаждаются перекачиваемой нефтью.


Удерживание ротора от перемещения в осевом направлении производит­ся сдвоенными радиально-упорными шарикоподшипниками 6, имеющими кон­систентную смазку. Ротор насоса гидравлически уравновешен применением на нём центробежного колеса двухстороннего входа, уплотнение ротора 5 - меха­ническое, торцевого типа.

Помимо насосов НПВ на ГНПС достаточно широко ещё используются подпорные насосы типа НМП (нефтяные магистральные подпорные). Эти насо­сы горизонтальные, наземной установки. Ротор их аналогичен ротору насоса НПВ, уплотнения торцевые, подшипники качения с кольцевой смазкой. Корпус спиральный с разъёмом в горизонтальной плоскости - подобен корпусу насо­сов НМ. Маркировка насосов НМП аналогична маркировке насосов НМ.

Основные насосы на НПС соединяются между собой главным образом последовательно. При этом допускается иметь не более трёх рабочих насосов, исходя из прочности агрегатов. В дополнение к трём рабочим насосам на стан­циях устанавливается по одному резервному агрегату.

В отдельных случаях, например, при прохождении в одном коридоре не­скольких нефтепроводов, на НПС параллельно уложенных магистралей помимо последовательного соединения насосов предусматривается возможность пере­хода к смешанной параллельно-последовательно схеме соединения всех четы­рёх агрегатов, включая резервный, а также переход к параллельной схеме работы насосов.

Такие возможности предусматриваются на аварийный случай. При выхо­де из строя какой-либо НПС, соседняя с ней станция на параллельной магист­рали переводится на смешанную или параллельную работу насосов.

При этом к станции подключаются сразу два нефтепровода - собствен­ный нефтепровод рассматриваемой станции и нефтепровод аварийной НПС. Отмеченное позволяет не прекращать перекачку по аварийному нефтепроводу и поддерживать его производительность на достаточно удовлетворительном уровне.

Подпорные насосы соединяются между собой только параллельно. В

основном на подпорной станции используется один или два рабочих насоса и один резервный.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие насосы используются на НПС?

2. Где установлены подпорные насосы?

3. Какую подачу в м3/час обеспечивают насосы типа НМ?

4. Какое давление обеспечивают спиральные насосы типа НМ?

5. Расшифровать маркировку насоса НМ-700-210.

6. Расшифровать маркировку подпорного насоса НВМ 3600-90.

2.5.3 Система разгрузки концевых уплотнений насосов

Концевые уплотнения центробежных насосов постоянно находятся под давлением перекачиваемой жидкости.

Наличие давления в камерах уплотнений снижает надёжность и работо­способность уплотнений, так как давление дополнительно прижимает трущиеся поверхности друг к другу, чем увеличивает трение между ними. В резуль­тате возрастает износ уплотнения, и уплотнение перегревается от избыточного трения.

Назначение системы разгрузки - снижение давления в камерах уп­лотнений и, одновременно, охлаждение уплотнений потоком перекачивае­мой жидкости.

Существует несколько вариантов системы разгрузки. Наиболее простой вариант заключается в непосредственном отводе жидкости из камер уплот­нений по трубопроводам в зону пониженного давления, в качестве которой может использоваться либо приёмный трубопровод (коллектор) насосов, либо специальная ёмкость. При этом, когда давление в камерах уплотнений нахо­дится в допустимых пределах жидкость из камер отводится в приёмный трубо­провод насосов. Этим давление в камерах снижается, и уплотнения разгружаются.

Одновременно создаётся циркуляция жидкости через камеры уплотнений, чем достигается охлаждение трущихся поверхностей.

При чрезмерном повышении давления в камерах уплотнений давление в камерах снижается путём сброса жидкости из трубопровода разгрузки через предохранительные клапаны в резервуар.

Обычно системы разгрузки отдельных насосов НС объединяют в общую систему разгрузки станции, и предохранительные клапаны ставятся на коллек­торе общестанционной системы разгрузки.

Недостатком рассмотренного варианта разгрузки является постоянная непроизводительная циркуляция перекачиваемой жидкости через насос по сис­теме разгрузки, что снижает объёмный и общий К.П.Д. насоса.

Вторым вариантом системы разгрузки и охлаждения концевых уплотне­ний является, так называемая, индивидуальная схема охлаждения и разгрузки. Она состоит в отводе части жидкости с нагнетания насоса (обычно непосредст­венно с улитки корпуса в верхней части его) и подаче её в камеры уплотнений по трубопроводам. Из камер жидкость перетекает в область всасывания насоса, а затем вновь попадает в область нагнетания и т. д. Происходит циркуляция жидкости в камерах, чем давление и температура в них поддерживается в тре­буемых пределах.

Данный вариант также неэкономичен, так как связан с непроизводитель­ной циркуляцией жидкости через насос по системе охлаждения и разгрузки.

Наиболее прогрессивен вариант разгрузки с использованием импеллеров. Импеллер - втулка с винтовой нарезкой, устанавливаемая на вал насоса между рабочим колесом и концевым уплотнением.

При вращении вала насоса втулка также приходит во вращение и за счёт винтовой нарезки создаёт поток жидкости от камеры уплотнения в сторону ра­бочего колеса, т.е. в сторону области всасывания насоса. Этим давление в ка­мере уплотнения снижается.

Охлаждение уплотнения достигается циркуляцией жидкости через камеру уплотнения. Для этого область всасывания насоса и камера уплотнения соеди­няются небольшим каналом, по которому жидкость из области всасывания по­ступает в камеру. Из камеры же жидкость импеллером вновь подаётся в область всасывания и т.д. При данном варианте разгрузки К.П.Д. насоса не снижается.

Вопросы для самоконтроля

7. Назначение системы разгрузки насоса.

8. Как происходит разгрузки уплотнения насоса с использованием импеллера?

9. Какие существуют варианты системы разгрузки насоса?

10. насосы используются на НПС?

11. Где установлены подпорные насосы?

2.5.4 Устройство и работа оборудования системы смазки

В систему маслоснабжения входят следующие элементы:

- насос шестерёнчатый с электродвигателем;

- бак масляный - представляет собой ёмкость сварной конструкции. На крышке бака имеется воздушник для вентиляции внутренней полости и жезл для визуального замера уровня масла в баке. Внутри бака имеются три перего­родки для уменьшения пенообразования, дно имеет уклон в одну сторону для улучшения условий опорожнения и очистки, нему приварены лапы крепления к фундаменту и крюки для подъёма;

- маслоохладитель АВОМ состоит из двух секций. Каждая секция пред­ставляет собой горизонтальный пучок труб с наружными ребрами охлаждения и вентилятора;

фильтр масляный двойной состоит из двух патронов, корпус имеет пат­рубки подвода и отвода масла и лапы для крепления. Патрон фильтрующий состоит из 44 сетчатых секций. Патроны вставляются в корпус и фиксируются в осевом направлении. При работе маслоустановки в действии находится один фильтр, второй - в резерве;

- бак аккумулирующий - предназначен для подачи масла к подшипникам насосного агрегата во время его выбега при отключении шестеренчатого насоса;

- маслоустановка выполнена со 100 процентным резервом. Масло пода­ётся из маслобака маслонасосом в фильтр и через маслоохладитель поступает по маслопроводу на смазку подшипников насосного агрегата. После прохожде­ния через подшипники насосных агрегатов масло по сливному трубопроводу сливается в маслобак. В случае отключения шестеренчатого маслонасоса масло под действием гидростатического давления из аккумулирующего бака подаётся на смазку подшипников насосных агрегатов.

Запуск в работу маслонасосов осуществляется как в автоматическом ре­жиме с АРМ в операторной, так и в ручном режиме по месту в электрозале. Не­исправность маслонасосов оператор наблюдает по световой и звуковой сигнализации с выпадением сообщения «неисправность маслонасосов». Свето­вые сигнализации уровня масла в маслобаках имеет следующие сообщения: «аварийный», «минимальный», «максимальный»; температура масла: «мини­мальная», «максимальная». Включение в работу маслоохладителей осуществ­ляется автоматически при достижении температуры масла +65°С, отключение - при достижении температуры масла +35°С с сопровождением звуковой и све­товой сигнализацией: «включен», «отключен».

2.5.5 Режимы управления для агрегатов маслосистемы

Можно выделить следующие режимы управления для агрегатов масло­системы:

- основной - агрегат назначается в качестве основного при работе в авто­матическом режиме;

- резервный - автоматический запуск резервного маслонасоса (АВР) вза­мен неисправного основного;

- ручной - режим индивидуального управления агрегатом кнопками по месту;

- кнопочный - режим кнопочного управления, подразумевающий инди­видуальное управление агрегатом через клавиатуру;

- ремонт - насос выведен в ремонт.

2.5.6 Порядок ввода маслосистемы в работу

Вначале проверяется уровень масла в маслобаках по световой сигнализа­ции в операторной на АРМ. Уровень в маслобаках на сигнализацию: мини­мальный - 420 мм и максимальный - 140 мм от верха маслобаков.

При необходимости производится пополнение маслосистемы.

Затем запорную арматуру маслосистемы магистральных насосных агрега­тов НМ 3600x230 приводят в рабочее состояние, т. е. открывают шаровые кра­ны подачи масла на подшипники агрегатов.

Проверяют положение запорной арматуры. Вводят в работу маслонасос № 1 с АРМ операторной, переводом в положение «основной», а управление маслонасосом № 2 устанавливают в положение «резерв» за 20 минут до пуска магистральных насосных агрегатов.

Управление маслоохладителей АВОМ следует установить в положение «автоматическое» в теплое время года. В зимний период времени при низкой наружной температуре воздуха масло на подшипники магистральных агрегатов подается, минуя маслоохладители.

После установления 0,5 кг/см2 и температуры масла не менее +20°С даётся разрешение на включение масляных выключателей электродвигателей СТД-4000.

В процессе работы контроль температуры масла в трубопроводе осущест­вляется по световой сигнализации на АРМ оператора НПС в операторной. Тем­пература масла не должна превышать +70°С и не быть ниже +20°С. При аварийном давлении в маслосистеме 0,5 кгс/см с выдержкой времени 2 с или за­топлением маслоприямка 100 мм от уровня пола происходит отключение НПС.

Остановка маслонасоса производится (в случае аварии с нарушением маслопровода с выходом масла) после полной остановки агрегата и отключения электродвигателей насосных агрегатов с выключением масляных выключате­лей (ремонтное положение).

2.5.7 Система сбора и откачки утечек

Данная система при наличии на НПС нескольких насосов является общей для всех насосов. К этой системе присоединяется и общая система сбора утечек с остальных технологических объектов ГНПС.

Согласно названию системы она выполняет две функции - централизо­ванный сбор в ёмкость утечек нефти из концевых уплотнений насосов и других

технологических объектов НПС; откачку всех утечек станции из ёмкости в при­ёмный нефтепровод станции.

Сбор утечек от концевых уплотнений осуществляется через специальные трубопроводы, присоединённые к узлам уплотнений и отводящим утечки в подземную ёмкость. Откачка собранных утечек из ёмкости производится насо­сами откачки утечек типа 12НА-9х4 или НОУ 50-350.

Оба насоса секционные, вертикальные. Насос 12НА-9х4 устанавливается внутри ёмкости под уровнем жидкости, его двигатель - вне резервуара. Насос НОУ 50-350 располагается вблизи ёмкости в бетонированном приямке, с резер­вуаром соединяется через входной патрубок.

Маркировка насосов расшифровывается следующим образом: НОУ 50 - 350 - насос откачки утечек с подачей 50 м3/ч и напором 350 м; 12НА-9х4 - неф­тяной, артезианский, с диаметром входного патрубка (12x25) мм, коэффициен­том быстроходности (9x10), с числом ступеней 4.

Оба рассматриваемых насоса имеют конструктивную сходную схему, по­добную схеме секционного варианта насоса типа НМ.

Контроль за работой системы сбора и откачки утечек осуществляется с помощью манометра, установленного на нагнетательной линии насосов откач­ки утечек и посредством сигнализатора утечек. В качестве последнего на НПС могут применяться сигнализаторы типа СУН-1 или OMUV. Принципиальные схемы данных приборов изображены на рис. 34. Сигнализатор СУН-1 работает следующим образом. Утечки из уплотнений насоса поступают в бачок датчика утечек.

Если утечки не превышают допустимой нормы, они сливаются в ёмкость сбора утечек через сменную диафрагму 4, закреплённую на дне датчика. Если утечки превышают допустимые пределы, уровень нефти в бачке датчика начи­нает расти, перекрывая сечение колокола 2.

При дальнейшем повышении уровня в 2 давление воздуха в колоколе возрастает и через пневматическую линию 6 передаётся на датчик - реле напора 7.

Пневмосигнал, поступивший на мембрану датчика 7, деформирует мем­брану, что приводит к замыканию контактов 8. В результате автоматически по­даётся сигнал о неисправности уплотнения.

Патрубок 3 в сигнализаторе СУН-1 предназначен для сброса из бачка дат­чика 1 аварийного поступления нефти от уплотнений. Визуальный контроль за работой сигнализатора осуществляется через смотровое окно 5.


Сигнализатор OMUV (рис. 35) устроен несколько иначе и работает сле­дующим образом: утечки из концевых уплотнений насоса попадают в карман утечек 1, откуда самотёком по трубопроводам 2 поступают в ёмкость сбора утечек ЕП-40.

При нормальной величине утечек они не скапливаются в кармане 1, т. к. успевают отводиться по трубопроводам 2. При возрастании утечек, когда их размер превышает нормальную для уплотнения величину, пропускная способ­ность трубопровода 2 становится уже недостаточной. Нефть накапливается в

кармане 1 и по отводному трубопроводу 3 поступает в сигнализатор 4. В сигна­лизаторе жидкость проходит через дроссельную шайбу 5, которая ограничивает пропускную способность сигнализатора и препятствует быстрому выходу нефти из него. За счёт этого уровень нефти в сигнализаторе поднимается и поднимает магнитный поплавок 6, который замыкает герметичный контакт 7 - возбуждает­ся электрический сигнал. Сигнал подаётся на вторичный прибор 8. Последний останавливает насос по превышению размера утечек. Из сигнализатора 4 нефть, пройдя дроссельную шайбу 5, попадает в трубопровод 2 и по нему - в ЕП-40.


2.5.8 Техническое обслуживание системы утечек

Техническое обслуживание системы утечек проводится согласно утвер­жденного графика ППР.

Осмотр системы утечек дежурным персоналом проводится 2 раза в смену. Результаты осмотров записываются в журнал. При осмотре проверяется:

- герметичность запорной арматуры и ее положение "открыто-закрыто";

- герметичность трубопроводов, системы сбора и откачки утечек;

-уровень нефти в емкости сбора утечек.

Согласно утвержденного графика ППР, проводится промывка трубопро­вода системы утечек от насосов до емкости утечек с оформлением актов.

При техническом обслуживании через каждые 6 месяцев трубопроводы системы откачки утечек очищаются (пропариваются) от отложений грязи и па­рафина, проверяется работоспособность обратных клапанов.

При осмотре откачивающих насосов 12 НА 9x4 проверяется исправность насосов, состояние фундаментных болтов, соединения насоса с электродвигате­лем, состояние торцевых уплотнений. При обнаружении неисправностей и пре­дупреждения аварийной работы насосов дежурному персоналу надо отключить насос и сообщить об этом инженеру УМРО для принятия неотложных решений.

При техническом обслуживании емкостей утечек проводится: проверка герметичности разъемных соединений и целостности основного металла корпу­са; подтяжка резьбовых соединений; замена прокладок при обнаружении течи; составление дефектной ведомости.

Вопросы для самоконтроля

1. Назначение системы сбора откачки утечек.

2. Работа сигнализатора утечек СУН-1.

3. Устройство и работа сигнализатора утечек OMUY.

4. Техническое обслуживание системы утечек.

5. Техническое обслуживание откачивающего насоса 12НА9х4.

6. Расшифровка маркировки насоса 12НА9х4.

2.5.9 Техническое обслуживание и ремонт маслосистемы

Техническое обслуживание (ТО) представляет собой комплекс операций по поддержке оборудования в исправном работоспособном состоянии в течение его эксплуатации между очередными плановыми ремонтами.

В состав технического обслуживания входят работы, выполнение кото­рых не требует остановки оборудования на длительное время, в частности: про­верка работоспособности отдельных узлов и деталей, выполнение регулировочных работ, замена при необходимости узлов и деталей, очистка и смазка оборудования.

Техническое обслуживание подразделяется на ежесменное, периодиче­ское и сезонное.

Ежесменное обслуживание выполняется эксплуатационным персоналом и осуществляется в течение рабочей смены. В данный вид обслуживания вклю­чаются операции, которые необходимо проводить на оборудовании с перио­дичностью менее одних суток.

Периодическое обслуживание, осуществляется через промежутки време­ни, продиктованные техническими особенностями оборудования, и выполняет­ся в соответствии со сроками, установленными в документации по эксплуатации оборудования. В состав операций периодического обслуживания входят работы ежесменного обслуживания.

Сезонное техническое обслуживание производится для подготовки обору­дования к очередному осенне-зимнему или весенне-летнему периоду эксплуата­ции. Этот вид обслуживания включает в себя операции периодического обслуживания и выполняется при очередном периодическом обслуживании.

Согласно РД-39-40-416-80 техническое обслуживание основных и под­порных насосов НПА должно проводиться через каждые 800 часов наработки. Трудоёмкость ТО для НМ-360-460 -н НМ-1250-260 - 3 чел.ч., для насосов НМ большей производительности и для подпорных насосов - 4 чел.ч.

Применительно к насосам магистральных нефтепроводов ТО состоит главным образом во внешнем осмотре насосов и проверке крепления насосного агрегата, его отдельных узлов и элементов.

Ремонт - это комплекс операций по восстановлению работоспособности и технико-экономических характеристик оборудования, а также по восстановле­нию ресурса оборудования - времени безотказной работы до предельного со­стояния оборудования.

За критерий предельного состояния принимаются значения технических параметров оборудования, соответствующих нормам отработки.

Все плановые ремонтные работы составляют единую систему плано- во-предупредительного ремонта (ППР). В рамках ПНР предусматривается три вида ремонта: текущий, средний и капитальный ремонт.

Текущий ремонт - минимальный по объёму вид планового ремонта, при котором нормальное эксплуатационное состояние оборудование до очередного планового ремонта поддерживается за счёт выполнения регулировочных работ: замены быстроизнашивающихся частей, остаточный ресурс которых не обеспе­чивает оборудованию безотказной работы до следующего планового ремонта, и восстановления деталей и сборочных единиц с низким показателем надёжности.

Текущий ремонт насосов магистральных нефтепроводов состоит: в раз­борке насоса, осмотре составляющих его элементов, выявлении необходимости

замены или ремонта дефектных деталей, шлифовки и притирки пар трения тор­цевых уплотнений, балансировки ротора при замене составляющих его деталей, сборки и проверки крепления всех узлов и деталей.

Завершает текущий ремонт опрессовка насоса перекачиваемой жидко­стью и опробование работы агрегата под нагрузкой - проверяется напор, по­требляемая мощность, вибрация, температура подшипников и торцевых уплотнений.

Периодичность выполнения текущего ремонта основных и подпорных насосов по РД-39-30-4169-80 составляет 5600 часов наработки, средняя трудо­ёмкость ремонта 48н-70 чел.ч. Нормативный срок простоя оборудования в те­кущем ремонте 21н-49 часов.

Средний ремонт - вид планового ремонта, целью которого является вос­становление основных параметров и характеристик оборудования. Данная цель достигается путём капитального ремонта отдельных узлов, замены и восста­новления значительного числа изношенных деталей оборудования.

В объём среднего ремонта входят все работы текущего ремонта. Для ос­новных и подпорных насосов данный вид ремонта не предусмотрен.

Капитальный ремонт - наибольший по объёму вид планового ремонта. Его назначение - полное восстановление всех технико-экономических показа­телей оборудования. В ходе капитального ремонта проводится разборка обору­дования в требуемом объёме (в том числе и полная) и дефектация всех его деталей и узлов. По результатам дефектации детали заменяются или восстанав­ливаются. При этом замене могут подлежать и базовые детали. Все изношен­ные и выработавшие свой ресурс детали заменяются в обязательном порядке.

Капремонт для основных и подпорных насосов НПС выполняется с пе­риодичностью в 28 тыс. часов, его продолжительность 30н-74 час. Трудоёмкость капремонта для отмеченных насосов составляет 58н-107 чел.ч.

Оперативный контроль работоспособности оборудования системы смазки и охлаждения осуществляется оператором НПС по показаниям на АРМ оператора.

В объем оперативного контроля входят: температура масла после охладите­лей, давление масла «до» и «после» фильтров очистки, давление масла на подшип­никах МНА, уровень масла в маслобаках, положение запорной арматуры, работа маслонасосов, отсутствие течи масла по соединениям трубопроводов и оборудова­ния маслосистемы. В объём работ по техническому ремонту входит устранение не­исправностей без вмешательства в работу системы: наружный осмотр, очистка наружных поверхностей от внешних загрязнений, ликвидация течей во фланцевых и резьбовых соединений, проверка затяжки соединений.

При текущем ремонте выполняются все операции ТО, а также: разборка маслонасоса, промывка, дефекация изношенных деталей и узлов; замена торце­вых уплотнений; подтяжка фланцевых соединений; осмотр и, при необходимо­сти, замена эластичных элементов соединительной муфты насосов, задвижек и вентилей; при необходимости - пополнение масла; проверка срабатывания ав­томатического включения резервного насоса, очистка маслофильтров.

Очистка фильтрующих элементов маслофильтров производится согласно графику ППР или внепланово при достижении перепада давления масла на входе и выходе маслофильтра 0,5 кг/см.

Очистка производится в следующем порядке:

- отсечение засорившийся маслофильтр запорной арматурой;

- демонтаж фильтрующего элемента;

- разборка фильтрующего элемента;

- промывка фильтрующего элемента бензином в условиях механической мастерской с последующей просушкой;

- сборка маслофильтра.

Контроль качества масла производится раз в квартал с составлением про­токола химического анализа.

Вопросы для самоконтроля

1. Что входит в понятие «техническое обслуживание»?

2. Какие виды технического обслуживания имеются на НПС?

3. Зачем нужно сезонное техническое обслуживание?

4. Какие задачи выполняет ремонт оборудования?

5. Какие виды ремонта составляют единую систему планово-предупреди- тельного ремонта (ППР)?

6. Какие элементы обслуживания входят в текущий ремонт?

7. Какие работы входят в объем оперативного ремонта?

2.5.10 Технологические трубопроводы для системы маслоснабжения

Подача масла в подшипники магистральных агрегатов на насосных стан­циях производится через систему маслопроводов, проложенных в насосном за­ле и электрозале. Эта система относится к технологическим трубопроводам.

К технологическим относятся все трубопроводы на площадках насосных и компрессорных станций, по которым транспортируется нефть, нефтепродук­ты, газ, а также масло, пар, вода.

На перекачивающих станциях к технологическим относят также трубо­проводы, соединяющие резерву арный парк, камеру фильтров и насосную меж­ду собой и с магистральным трубопроводом, обвязку наосов.

Общая протяженность технологических трубопроводов на одной перека­чивающей станции может достигать 10 км.

Технологические трубопроводы монтируют одним из двух способов: по месту или укрупненными узлами и блоками.

Монтаж по месту заключается в том, что трубопровод собирают непо­средственно на месте укладки. При этом используют простейшие такелажные средства.

В случае монтажа укрупненными узлами и блоками выполняется их предварительная сборка на специальных монтажных площадках.

При этом способе работы существенно ускоряются, так как предвари­тельную сборку можно вест параллельно с общестроительными работами.

Отличительной особенностью технологических трубопроводов является то, что значительная их часть прокладывается на опорах.

2.5.11 Воздушное охлаждение масла

Для охлаждения масла на насосных станциях используются различные типы теплообменных аппаратов и схемы охлаждения.

Аппараты воздушного охлаждения (АВО) в настоящее время нашли ши­рокое применение на всех типах станций газовой промышленности, нефтяной, нефтеперерабатывающей и др. АВО включает следующие основные узлы и аг­регаты: секции теплообменных труб, вентиляторы с приводом, диффузоры и жалюзи, несущие конструкции, механизмы регулирования. Теплообменные трубчатые секции состоят из: оребренных труб, камер подвода и отвода тепло­носителей, мечущих элементов конструкции - рам жесткости.

АВО выполняется с развитой наружной поверхностью (за счет оребре- ния). Оребрение используется в том случае, когда удельный теплообмен с на­ружной поверхности значительно меньше удельного теплообмена с внутренней; оно служит для выравнивания теплового потока, передаваемого от теплоносителя, идущего внутри труб, к воздуху.

АВО являются экологически чистыми устройствами. Они не загрязняют среду, значительно уменьшают расход воды, не требуют для работы предвари­тельной подготовки охлаждающего агента, что приводит к снижению приве­денных затрат на охлаждение.

Оребрение поверхности может осуществляться различными способами: накаткой или навивкой ребер, напрессовкой пластин, намоткой проволоки. На­катные ребра образуются выдавливанием при протяжке толстостенной заготов­ки между специальными роликами. Материалом в этом случае служат относительно мягкие металлы - медь, алюминий. Иногда применяются биме­таллические трубы; в этом случае материал внутренней трубы выбирается в за­висимости от условий эксплуатации, вида теплоносителя, его тепловых, физических и коррозионных свойств.

Необходимо отметить, что при этом в месте контакта двух труб возникает дополнительное термическое сопротивление и, как показывают многочислен­ные исследования, тепловая эффективность их снижается на 10-20% по сравне­нию с монометаллическими трубами.

Навитые оребренные трубы изготовляют наминкой алюминиевой ленты на трубы, причем навивка может осуществляться с натягом ленты или в пред­варительно накатанную канавку глубиной до 0,5 мм и подвальцовкой основа­ния ленты металлом несущей трубы для большей жесткости и уменьшения термического сопротивления.

Наиболее перспективными аппаратами для охлаждения являются аппара­ты зигзагообразного типа (АВЗ), имеющие большие поверхности охлаждения (3500-10200 м2), длину труб 6 м. и мощность вентиляторов 99 кВт.

Камеры секций теплообменных аппаратов выполняются разъемными и неразъемными. Разъемные камеры состоят из трубной решетки, где крепятся оребренные теплообменные трубы, и крышки со штуцерами для подвода теп­лоносителя. Внутри крышки предусматриваются перегородки, уплотняемые прокладками в плоскости фланцевого соединения для обеспечения различного числа ходов охлаждаемой среды (газа, масла, воды), движущейся внутри труб­ного пространства. Во избежание высоких термических напряжений перепад температур одной крышки многоходовой секции не должен превышать 100°С. В верхней части крышек имеются воздушники, заглушённые резьбовыми проб­ками; в перегородках - отверстия для дренажа охлаждающей среды, а в нижней части - сливные отверстия, закрытые пробками.

Вентиляторы АВО представляют собой осевые машины, они имеют большую производительность по воздуху при малых гидравлических напо­рах. Окружная скорость вращения лопастей не превышает 62-65 м/с. Лопа­сти изготавливаются штамповкой и сваркой, колесо имеет от 3 до 8 лопастей поворотных и неповоротных. Расход воздуха зависит от числа труб в секциях, коэффициента оребрения, технологических факторов, рас­положения труб в секциях и др.

Привод вентиляторов АВО отечественного изготовления осуществляется электродвигателями разной мощности непосредственно от двигателя (диаметр колеса 0,8 м) или через угловой редуктор. Вентиляторы диаметром 5,0 м при­водятся во вращение либо через специальный редуктор с гипоидным зацепле­нием, либо от специального низкооборотного электродвигателя. Производи­тельность вентилятора меняют поворотом лопастей; это можно сделать вручную, пневматически, электромеханически или изменением скорости вра­щения двигателя либо применением гидродинамических муфт. В настоящее время АВО в основном имеет ручную регулировку производительности венти­лятора, что создает трудности при поддержании постоянных выходных пара­метров в годовом цикле эксплуатации.

Для поддержания в зимний период постоянной температуры охлаждае­мой среды осуществляется перепуск воздуха с помощью систем воздуховодов и жалюзи. Для запуска турбины, когда масло не прогрелось, АВО комплектуют подогревателями воздуха, расположенными под секциями труб. При эксплуа­тации АВО в зоне повышенных температур наружного воздуха для расширения диапазона температур применяется увлажнение воздуха, для чего в АВО обо­рудована система увлажнения с форсунками.

Конструктивное оформление АВО зависит от взаимного расположения секций и вентилятора. Компоновка секций приведена на рис. 36.

Как видно из рисунка, теплообменные секции могут располагаться го­ризонтально, вертикально, наклонно и зигзагообразно, в результате чего по­лучают различные компоновки АВО. Наиболее применимым является аппарат с горизонтальным расположением секций - это упрощает монтажно- ремонтные работы, обеспечивает более равномерное распределение воздуха по секциям, однако они занимают большую площадь на насосных станциях. Аппараты с вертикальным расположением секций практически не использу­ются, так как тепловая эффективность их в значительной степени зависит от скорости, направления ветра, кроме того, в этих аппаратах неравномерна за­грузка подшипников.

Вопросы для самоконтроля

1. Какое оборудование входит в вспомогательную систему № 1?

2. Какое оборудование входит в вспомогательную систему № 2?

3. При отказе какого оборудования происходит аппаратное отключение НПС?

4. Состав и назначение оборудования маслосистемы.

5. Система откачки утечек.

6. Назначение и состав системы пожаротушения.

2.6. Резервуары нефтепроводов

Резервуары являются одним из основных сооружений нефтебаз и предназначены для хранения нефтепродуктов и производства некоторых технологических операций. По материалу, из которого сооружены резервуа­ры, различают металлические, железобетонные, каменные и земляные. Большое развитие получили резервуары, сооружаемые в горных выработках. Основным строительным материалом для выработок является сама горная порода.

По отношению к уровню земли резервуары могут быть:

- подземными, когда наивысший уровень нефтепродукта в резервуаре на­ходится не менее чем на 0,2 м ниже наинизшей планировочной отметки приле­гающей площадки (к подземным относятся также резервуары, имеющие обсыпку не менее чем на 0,2 м выше допускаемого наивысшего уровня нефте­продукта в резервуаре);

- наземными, когда днище резервуара находится на одном уровне или выше наинизшей планировочной отметки прилегающей площадки (в пределах 3 м от стенки резервуара).

Для полной сохранности качества и количества нефтепродуктов, разрабо­тано большое количество различных конструкций резервуаров. Выбор типа ре­зервуара в каждом конкретном случае должен быть обоснован специальным технико-экономическим расчётом.

Ёмкости для хранения нефтепродуктов могут быть подразделены по сле­дующим признакам:

1) по материалу, из которого они изготовлены: металлические, железобе­тонные, каменные, земляные, синтетические, ледогрунтовые и горные в раз­личных горных породах;

2) по величине избыточного давления', резервуары низкого давления, в ко­торых избыточное давление мало отличается от атмосферного (Рн < 0,002 МПа) и резервуары высокого давления (Рн > 0,002 МПа);

3) по технологическим операциям:

- резервуары для хранения маловязких нефтей и нефтепродуктов;

- резервуары для хранения высоковязких нефтей и нефтепродуктов;

- резервуары-отстойники;

- резервуары специальных конструкций для хранения нефтей и нефте­продуктов с высоким давлением насыщенных паров;

4) по конструкции'.

-Повернуть клапан переключения на положение СПУСК - рукоятка

вверх.

- стальные резервуары вертикальные цилиндрические с коническими и сферическими крышами, горизонтальные цилиндрические с плоскими и про­странственными днищами, каплевидные, шаровые;

- железобетонные резервуары (вертикальные и горизонтальные цилинд­рические, прямоугольные и траншейные) (рис. 37-43).

Нефтехранилища в горных выработках, сооружаемые в пластах каменной соли путем размыва и уплотнения пластических пород взрывом, ледогруитовые и шахтные (рис. 44-45).


В зависимости от назначения резервуары разделяются на две группы. К первой группе относятся резервуары, предназначенные для хранения жидко­стей при избыточном давлении от 0,07 МПа включительно и температуре до 120°С. Такие резервуары проектируются и изготовляются согласно «Нормам и технологическим условиям проектирования и изготовления стальных конст­рукций и промышленных сооружений». Ко второй группе относятся резервуа­ры, работающие под давлением более 0,07 МПа. Они проектируются и изготовляются по специальным технологическим условиям. Эксплуатация этих конструкций находится под особым наблюдением специальной Государствен­ной инспекции.

Цилиндрические резервуары являются наиболее распространенными для хранения нефтепродуктов, относительно просты в изготовлении и наиболее экономичны по стоимости. Различают вертикальные цилиндрические резервуа­ры низкого и высокого давления, с плавающими крышами и понтонами; гори­зонтальные цилиндрические резервуары высокого и низкого давления, наземные и подземные.

Вопросы для самоконтроля

1. Назначение резервуаров.

2. Конструкции резервуаров.

3. На какие группы делятся резервуары?

4. Оборудование стальных резервуаров.

2.7 Обслуживание резервуаров

На трубопроводы наливных и перекачивающих станций должны быть со­ставлены технологические схемы.

Каждый трубопровод должен иметь определённое обозначение, а запор­ная арматура - нумерацию. Обслуживающий персонал должен знать схему рас­положения трубопроводов, а также расположение задвижек и их назначение. Технологическая схема должна быть утверждена главным инженером. Все изменения, произведённые в резервуарных парках, насосных уста­новках, трубопроводных коммуникациях, расположении арматуры, должны за­носиться в технологическую схему и доводиться до обслуживающего персонала.

Для сокращения потерь нефтепродуктов при их хранении в резервуарах необходимо:

• поддерживать полную техническую исправность и герметичность ре­зервуаров;

• содержать в исправном эксплуатационном состоянии всё резервуарное оборудование (задвижки, хлопушки, подъёмные трубы, сифонные краны, стационарные пробоотборники, уровнемеры, люки и др.);

• проводить систематический контроль герметичности клапанов, саль­ников, фланцевых и муфтовых соединений и немедленно устранять обнаруженные пропуски нефтепродуктов;

• не допускать утечки нефти и нефтепродуктов при отпуске подтовар­ной воды из резервуаров.

Для сокращения потерь от испарения нефти и нефтепродуктов необходимо:

• обеспечить полную герметизацию кровли;

• осуществлять перекачку легкоиспаряющихся нефтей и нефтепродуктов из резервуара в резервуар только при крайней необходимости и по воз­можности в ночное время;

• максимально заполнять резервуар при хранении легкоиспаряющихся нефтепродуктов;

• окрашивать наружную поверхность резервуара лучеотражающими светлыми эмалями и красками.

Для обеспечения эффективной работы газоуравнительной системы не­обходимо:

• поддерживать полную герметизацию системы;

• регулярно осматривать и подтягивать фланцевые соединения, прове­рять исправность работы дыхательной арматуры резервуаров;

• систематически спускать конденсат из трубопроводов газовой обвязки в сборник с дальнейшей его откачкой в резервуар;

• утеплять дренажные устройства и предохранять их от снежных заносов в зимнее время.

Скорость наполнения (опорожнения) резервуара не должна превышать суммарной пропускной способности установленных на резервуаре дыхатель­ных, а также предохранительных клапанов или вентиляционных патрубков.

При увеличении скорости наполнения (опорожнения) резервуаров с пон­тонами или плавающими крышами скорость подъёма (опускания) понтона (плавающей крыши) не должна превышать 6 м/ч. Допустимая скорость подъёма понтонов из синтетических материалов должна быть указана в технической до­кументации на понтон.

На каждый резервуар должна быть составлена технологическая карта, в которой указывают:

- номер резервуара по технологической схеме;

- вместимость резервуара, м3;

- высоту резервуара, м;

- базовую высоту резервуара, м;

- диаметр резервуара, м;

- максимальный уровень продукта в резервуаре, см;

- минимальный уровень продукта в резервуаре, см;

- тип и число дыхательных клапанов;

- максимальную скорость наполнения и опорожнения резервуара, м3/ч;

- максимально и минимально допустимые высоты уровня при включен­ных подогревателях, см.

Технологические карты на резервуары утверждаются руководством пред­приятия.

При подготовке резервуарных парков к работе в зимних условиях и при температурах ниже 0°С необходимо слить подтоварную воду; проверить и под­готовить дыхательную и предохранительную арматуру, огневые предохраните­ли, уровнемеры и сниженные пробоотборники; утеплить дренажные устройства газоуравнительной системы и предохранить их от снежных заносов.

Сифонные краны резервуаров необходимо промыть хранимым нефтепро­дуктов и повернуть в боковое положение. Резервуарные парки и отдельно стоящие резервуары, расположенные в зоне возможного затопления в период паводка, должны быть заблаговременно к нему подготовлены; обвалования и ограждения должны быть восстановлены и при необходимости наращены.

Для предотвращения всплытия резервуары во время паводка при невозмож­ности заполнения их нефтепродуктом заливаются водой на расчётную высоту.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие мероприятия необходимо соблюдать для сокращения потерь в резервуарах?

2. Какие данные должны входить в технологическую карту резервуара?

2.8 Функции, реализуемые системой автоматики НПС

Система автоматики НПС (СА) предназначена для централизованного контроля, защиты и управления оборудованием НПС. Система автоматики НПС должна обеспечивать автономное поддержание заданного режима работы нефтеперекачивающей станции и его изменения по команде оператора НПС или диспетчера РДП.

Используются следующие разновидности систем автоматики:

- система автоматики, построенная на базе релейных элементов (релейная автоматика);

- микропроцессорная система автоматики (программно-логический кон­троллер).

Система автоматики НПС должна выполнять следующие основные функции:

- защита оборудования НПС (сигнализация о предельном значении);

- управление оборудованием НПС;

- контроль (измерение) технологических параметров оборудования НПС;

- регулирование параметров;

- отображение и регистрация информации;

- связь с другими системами.

1. Реализация функции защиты (сигнализации)

Для реализации функции защиты или сигнализации на технологическом оборудовании устанавливается реле (сигнализатор), которое при определённом значении контролируемого параметра замыкает (размыкает) контакт, формируя тем самым сигнал, который носит называние «входной дискретный сигнал».

2. Реализация функции управления

При реализации функции управления система автоматики формирует вы­ходной дискретный сигнал, с помощью которого происходит включение или отключение, какого-либо оборудований.

3. Реализация функции контроля (измерения)

Для реализации функции контроля (измерения) технологических пара­метров на технологическом оборудовании устанавливаются преобразователи, которые преобразуют измеряемую величину в стандартный аналоговый сигнал, удобный для передачи в систему автоматики.

4. Реализация функции регулирования давления

Основным методом регулирования давления является метод дросселиро­вания. Для реализации этого метода на выходе НПС монтируются регулирую­щий орган (заслонка). При прикрытии заслонки давление повышается, что приводит к повышению давления на приеме НПС.

5. Реализация функции отображения

Функция отображения информации реализуется в микропроцессорных системах автоматики на экране компьютера АРМ (автоматизированное рабочее место) оператора. Система отображения позволяет оператору:

- используя стандартные мнемосимволы, формы и журналы отслеживать состояние и параметры работы оборудования, которые отображаются в реаль­ном масштабе времени на мнемосхемах;

- давать команды управления оборудованием НПС.

6. Реализация функции связи

Функция связи обеспечивает возможность передачи информации на раз­личные уровни, что позволяет создавать единую сетевую структуру.

2.8.1 Виды защиты НПС

На схемах автоматизации отображается:

- технологическая схема объекта;

- место расположение приборов, датчиков (преобразователей, сигнализа­торов) и технологические параметры, которые они контролируют;

- объём и последовательность выполнения защитных функций системы автоматики.

В соответствии с разделением технологического оборудования НПС по объектам, система автоматики НПС включает в себя:

автоматику магистральных агрегатов;

- автоматику аварийных систем (пожаротушение);

- систему автоматического регулирования давления.

Основной функцией системы автоматики НПС является обеспечение без­аварийной работы объектов и оборудования магистрального нефтепровода (т. е. выполнение защитных функций).

Защитные функции системы автоматики разделяются на два вида (рис. 46):

- агрегатные защиты;

- общестанционные защиты.

К агрегатным защитам относятся:

- защиты магистрального насосного агрегата;

- защиты подпорного насосного агрегата.

К общестанционным защитам относятся:

- технологические защиты, которые имеют две ступени срабатывания;

- аварийные защиты.

В зависимости от срабатывания вида защиты автоматика НПС выполняет переключения технологического оборудования в соответствии с алгоритмом.

1. Автоматизация магистрального насосного агрегата

Насосный агрегат является основной частью нефтеперекачивающей стан­ции и состоит из центробежного насоса, электродвигателя, технологического тру­бопровода приёмной задвижки, выкидной задвижки и обратного клапана.

Состояние насосного агрегата

Магистральные и подпорные насосные агрегаты могут находиться в од­ном из следующих состояний:

- в работе;

- в «горячем» резерве (агрегат исправен, готов к пуску в любой момент);

- в «холодном» резерве (агрегат исправен, при необходимости его пуска или перевода в «горячий» резерв требуется проведение подготови­тельных работ);

- в ремонте.

АВР магистральных и подпорных насосных агрегатов - автоматиче­ское включение резервного агрегата при отключении собственной защитой ра­ботающего агрегата.



Программы пуска насосного агрегата.

В зависимости от пусковых характеристик электродвигателя, схем элек­троснабжения (при пуске на открытую задвижку проходит глубокая посадка напряжения) и системы разгрузки уплотнений могут применяться различные программы пуска насосного агрегата, отличающиеся положением задвижки на выходе насосного агрегата в момент пуска электродвигателя:

- на открытую задвижку;

- на закрытую задвижку;

на открывающуюся задвижку.

2. Защиты магистрального агрегата

В зависимости от компоновки насосного агрегата и в соответствии с ру­ководящим документом (РД 153-39.4-087-01) определён перечень защит маги­стрального насосного агрегата, обеспечивающий его надёжную эксплуатацию. При отклонении фактического параметра насосного агрегата от его норматив- но-технологического параметра системой автоматики выдаётся команда:

- на отключение насосного агрегата (по некоторым параметрам допуска­ется выдержка времени);

- на закрытие агрегатных задвижек (по некоторым параметрам закрытие задвижек не обязательно);

- на включение резервного насосного агрегата (по некоторым параметрам АВР не допускается).

Перечень агрегатных защит и алгоритм работы автоматики приведен в таблице 3.

Таблица 3

Перечень защит магистрального насосного агрегата

№ п/п Параметр защиты Алгоритм работы системы автоматики (+выполняется, - не выполняется)
Закрытие задвижек Выдержка времени АВ Р
         
  Аварийная температура подшипников агрега­та и корпуса насоса - + +
  Аварийная температура обмоток статора элек­тродвигателя - + +
  Повышенная утечка нефти через торцевые уплотнения + - +
  Аварийная вибрация агрегата + + +
  Аварийное осевое смещение радиально- упорного подшипника насоса + + +
  Аварийное минимальное давление масла + + +
  Аварийное минимальное давление охлаж­дающей воды - + +
  Аварийное минимальное, избыточное давле­ние воздуха в корпусе электродвигателя   + +
  Электрическая защита - - +
         
  Изменение состояния (начало движения на закрытие) задвижек работающего насоса + + +
  Невыполнение программы команды пуска на­сосного агрегата (не включение электродвига­теля или (и) не открытие агрегатных задвижек)   + время открытия задвижек +
  Отключение насосного агрегата кнопкой «Стоп» по месту + - -
  Отсутствие напряжения питания в схемах защиты Не опре­делено + -
  Неисправность приборов контроля вибрации или температуры подшипников Не опре­делено + +

3. Защита подпорного агрегата

Автоматизация подпорного агрегата должна предусматривать световую и звуковую сигнализацию при максимальном давлении на выходе насоса и давать запрет на включение при минимальных уровнях нефти в стакане насоса (верти­кального). Перечень агрегатных защит и алгоритм работы автоматики приведен в таблице 4.

Таблица 4

Параметр защиты Алгоритм работы системы автоматики (+ выполняет­ся, - не выполняется)
закрытие задвижек выдержка времени АВР
         
  Аварийная температура подшипников агрегата и корпуса насоса - + +
  Повышенная утечка нефти через торцевые уплотнения + - +
  Аварийная вибрация агрегата + + +
  Минимальное давление на выходе агрегата - + +
  Электрическая защита - - +
  Изменение состояния (начало движения на закрытие) задвижек работающего насоса + + +
  Невыполнение программы команды пуска на­сосного агрегата (не включение электродвига­теля или (и) не открытие агрегатных задвижек)   + время от­крытия за­движек +
  Отключение насосного агрегата кнопкой «Стоп» по месту + - -
  Отсутствие напряжения питания в схемах защиты Не опре­делено + -
  Неисправность приборов контроля вибрации или температуры подшипников Не опре­делено + +


Перечень защит подпорного насосного агрегата

4. Автоматизация НПС

Общестанционная автоматика обеспечивает безаварийную организацию эксплуатации объектов НПС, выводит из работы оборудование (отключение оборудование, закрытие задвижек) при отклонении фактического параметра от нормативно-технологического параметра.

Технологические защиты.

При работе технологического участка МН в режиме «из насоса в насос» технологическая защита не допускает изменения давления:

- на приёме НПС ниже нормативно-технологического, исходя из условий коовитации магистральных насосов;

- на выходе НПС выше нормативно-технологического, исходя из условий прочности трубопровода;

- на выходе насоса выше нормативно-технологического, исходя из усло­вий прочности трубопровода;

В ОАО «Транснефть» для регулирования давления на приёме и выходе НПС используется метод дросселирования, в результате чего возникает необходимость контролировать давление нагнетания насосов (давление в коллекторе). Технологи­ческая защита не допускает повышения давления на выходе насосов выше норма- тивно-технологического, исходя из условий прочности трубопровода коллектора.

В процессе регулирования давления на дросселирующем органе (на регу­лирующих звонках) создается перепад давления, которой может привести к за­крытию заслонок. Для предотвращения этого явления предусмотрена технологическая защита по максимальному перепаду давления (15-20 кг/см2) на регулирующих заслонках. Технологическая защита НПС имеет две ступени срабатывания:

- предельные значения давления предусматривает отключение первого по ходу насосного агрегата;

- аварийные значения давления предусматривает поочередное или одно­временное отключение насосного агрегатов.

Технологическая защита «Максимальное давление по перепаду на регу­лирующих заслонках» имеет одну степень - предельное значение.

Срабатывание защиты по минимальному давлению на приеме осуществ­ляется с выдержкой времени до 15 секунд, которая необходима для исключения срабатывания защиты при прохождении воздушных пробок, запуске агрегатов, отключений агрегатов на соседних станциях.

В таблице 4 приведены примерные нормативно-технологические значе­ния технологической защиты и давления задания на регулятор.

5. Аварийная защита НПС

Перечень аварийных защит приведён в таблице 5.

При срабатывании аварийных защит на НПС происходит:

- одновременное отключение работающих магистральных и подпорных агрегатов (с выдержкой времени до 5секунд после отключения магистральных агрегатов);

- закрытие агрегатных задвижек;

- закрытие секущих задвижек;

- остановок вспомогательных систем;

Таблица 5 Примерные нормативно-технологические значения технологической защиты и давления задания на регуляторах
Параметр Величина давления задания на регуляторах (кг/см2) Нормативно- технологическое предельное значение давление (1-ая ступень технологической защиты (кг/см) Нормативно-тех но логическое аварийное значение давления (11-ая ступень технологиче­ской защиты (кг/см2)
Давление приема НПС      
Давление нагнетания насосов      
Давление на выходе НПС      
Максимальный перепад давления на регулирующих заслонках      

На головной НПС дополнительно закрываются задвижки между;

- основной насосной и подпорной насосной;

Перечень аварийных защит НПС

- подпорной насосной и резервуарном парком.

Таблица 6

№ п/п Наименование защит Примечания
  Пожар на объектах НПС Требуется подтверждение двух дат­чиков
  Аварийная загазованность на объ­ектах НПС 30% от НКПР (12600 мг\мЗ)
  Повышенная загазованность на объектах НПС продолжительно­стью более 10 мин 10% от НКПР (4200 мг\мЗ)
  Затопление насосного зала  
  Затопление маслосистемы (масло- приямка)  
  Отключение кнопкой по месту «Аварийная остановка НПС» При угрозе несчастного случая, выхода нефти, появлении дыма, воспламене­ния, искрения вращающихся частей
  Аварийный максимальный уро­вень в резервуарах сбора утечек  
  Аварийный максимальный уро­вень в резервуарах сброса ударной волны Настройка максимального уровня про­изводиться с учётом объёма сброса нефти во время аварийной остановки НПС по этой защите
  Аварийный максимальный уровень в маслобаках На случай попадания нефти в масло- систему
  Авария вспомогательных механизмов Выход из строя основного и резервно­го механизмов вспомогательных систем — I
  Минимальное давление воздуха в безпромвальной камере  
  Отключение кнопкой «Аварийная остановка НПС» из операторной  

Автоматизация вспомогательных механизмов

Автоматика вспомогательных систем выполняет следующие функции:

- обеспечение автоматического ввода резервного механизма (АВР);

- обеспечение контроля работы и управление вспомогательной системой в целом.

Управление вспомогательными механизмами предусматривает следую­щие режимы:

- основной автоматический режим;

- резервный режим;

- кнопочный режим;

- отключено

Автоматика вспомогательной системы должна предусматривать:

- включение основного механизма по общему сигналу пуска - «Пуск вспомогательных механизмов» (например, включение маслонасосов) или по ка- кому-либо параметру (например, включение насосов откачки утечек по макси­мальному уровню в резервуарах);

- включение дополнительного резервного механизма при недостаточной производительности основного механизма;

- отключение вспомогательных механизмов при аварийной ситуации на

НПС;

- включение резервного механизма при отказе в работе основного меха­низма.

При отказе в работе основного механизма выдаётся сигнал «Неисправ­ность вспомогательного механизма».

При отказе в работе резервного механизма выдаётся сигнал «Авария вспомогательного механизма». Авария вспомогательных механизмов, относя­щихся к категории I, приводит к аварийной остановке НПС.

6. Автоматизация резервуарного парка

Автоматизация резервуарного парка предусматривает:

- централизацию управления парком;

- автоматическую защиту;

- автоматическое пожаротушение.

Перечень параметров контроля и защиты резервуарного парка головной НПС представлен в таблице 7.

Таблица 7

Параметры контроля и защиты Воздействие на технологическое оборудование
  Предельно макси­ • Световая и звуковая сигнализация в операторной
  мальный уровень (МДП)
  Аварийный макси­ • Световая и звуковая сигнализация в операторной
  мальный уровень (МДП) • Закрытие задвижек на линии поступления в аварий­ный резервуар • Открытие задвижек в специально выделенный резервуар
  Аварийное макси­ • Световая и звуковая сигнализация в операторной
  мальное давление в (МДП).
  трубопроводе • Открытие задвижек в специально выделенный
  подачи резервуар
  Пожар в резервуаре • Световая и звуковая сигнализация в операторной (МДП). • Закрытие задвижек на линии поступления и откачки нефти из горящего резервуара. • Включение системы пожаротушения
  Превышение скоро­ • Световая и звуковая сигнализация в операторной
  сти наполнения (МДП)
  (опорожнения) • Открытие задвижек в специально выделенный
  резервуаров резервуар
  Аварийно мини­ Световая и звуковая сигнализация в операторной
  мальный уровень (МДП)
  нефти в резервуаре.  

Вопросы для самоконтроля

2. Основные функции автоматики НПС.

3. Агрегатные защиты НПС.

4. Общестационарные защиты НПС.

5. Автоматизация магистрального насосного агрегата.

6. Состояние насосного агрегата.

7. Программы пуска насосного агрегата.

8. Автоматизация вспомогательных механизмов.

Перечень параметров контроля и защиты резервуарного парка

Автоматизация резервуарного парка.

2.9 Система сглаживания ударной волны типа АРКРОН

2.9.1 Назначение системы

Система сглаживания ударной волны типа АРКРОН предназначена для защиты магистральных нефтепроводов и основного оборудования НПС от ударных волн, возникающих при остановке магистральных агрегатов. При этом некоторая часть нефти из технологических трубопроводов НПС сбрасывается в безнапорную емкость V = 210 м3, предназначенную для этой цели.

Система рассчитана на работу в рабочей сфере сырой нефти со следую­щими данными (табл. 8):

Таблица 8 - Реологические свойства нефти
Вязкость 0,4 см кв/с
Удельный вес 0,7 - 0,9 т/мЗ
Содержание парафина До 7 %
Соде

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow