Элам был связующим звеном между Ираном и Месопотамией. Раскопки, произведённые в Сузах, обнаружили большое количество прекрасных образцов орнаментированной керамики и множество других предметов материальной культуры, которые свидетельствуют о существовании здесь со времён неолита высокой самобытной культуры. Эламская культура была в значительной степени самобытной. В Эламе возникла самостоятельно картинная письменность (пиктография), которая впоследствии была заменена более усовершенствованной клинописью, заимствованной у древних народов Месопотамии.
Древнейшие правители и цари Шумера и Аккада, защищая земледельческие области Двуречья от нашествий эламских племён, вели с ними непрерывную борьбу. При Шульги, царе III династии Ура, шумерийцы прочно завоевали некоторые области Элама, которыми управляли особые шумерийские чиновники. Падение III династии Ура способствовало освобождению Элама и усилению независимого Эламского царства. Эламские цари стали вторгаться в Месопотамию и прочно обосновались в её южной части, в частности в Ларсе. Вавилонскому царю Хаммурапи пришлось вести упорную борьбу с эламитами. И только объединив значительную часть Месопотамии под своей властью, Хаммурапи смог изгнать эламитов из Шумера.
|
|
Ассирийские цари также были вынуждены вести непрерывную, длительную и упорную борьбу с Эламом. Первое столкновение Ассирии с Эламом произошло в VIII в. до н. э., при Саргоне II. Несмотря на высокую военную организацию и лучшее вооружение, ассирийские войска потерпели поражение от эламитов. Крупный поход против Элама совершил ассирийский царь Синахериб. Эламский царь Кудурнахунди приказал населению Элама скрыться в крепостях, а сам покинул свою резиденцию Мадакту и отступил в дальние горные области. Синахериб пытался преследовать противника, но неудачно. Сославшись на «крайний холод и ужасную бурю», на «снег и дождь», Синахериб возвратился в Ниневию. Очевидно, ассирийским войскам не удалось полностью разгромить эламитов и завоевать весь Элам. Возможно, что эламиты оказали сильное сопротивление и вынудили ассирийцев к отступлению. Из глубины страны Синахерибу пришлось совершить второй поход в Элам, для того чтобы нанести врагу решительный удар и укрепить влияние Ассирии в Эламе. Эта борьба Ассирии с Эламом окончилась только при Ашшурбанипале, который в 645 г. до н. э. опустошил и жестоко разграбил Элам, добившись тем самым полного поражения вековечного врага Ассирии.
То обстоятельство, что Элам в течение ряда веков не только сопротивлялся шумерийским, вавилонским и ассирийским царям, но даже нередко переходил в наступление, указывает на то, что Элам был значительным и сильным государством.
|
|
Родственные друг другу мидийские и персидские племена пришли на Иранское плато не позднее начала I тысячелетие к н.э. Впервые они упоминаются в ассирийских надписях IX в. до н. э. Обстоятельства их появления в Иране всё ещё неизвестны. Мидяне осели в Северном Иране, а персы - на юге, в современной иранской провинции Фарс (Персида греческих авторов), районе древнего эламского Апшапа.
От мидян не дошло пока никаких письменных памятников, и их история восстанавливается на основании вспоминаний о них в ассирийских анналах и в более поздний произведениях греческих историков. В IX-VIII вв. к н.э. мидяне образовывали множество мелких мостов-государств, сохраняя при этом также племенные связи. Геродот, оставивший довольно подробный рассказ об образовании древнейшего Мидийского государства, сообщает о том, что мидяне делились на шесть племён и до объединения этих племён в единое государство «жили в то время отдельными деревнями». Изображая длительный процесс образования Мидийского царства Геродот сообщает о том, что некто Дейока «принудил мидян образовать один город» и «слил мидийский народ воедино». Геродот рассказывает о том, что Дейока объединил мидийские племена в одно государство, построил большой город Экбатаны, название которого, очевидно, восходит к персидскому слову Хангматана («Место собраний»). До конца VIII в. они были подчиненные Ассирии и вынужденные были платить ей дань. Необходимость отразить ассирийские нашествия ускорила объединение мелких мидийских княжеств.
В 673-672 г. мидяне подняли восстание против ассирийского господства, которые возглавили кто-то Каштарити и еще два вожди. В союзе с мидянами выступали маннеи и скифы. В ходе борьбы Мидия добилась независимости. Историк Геродот указывает, что в настоящее время Мидией правил царь Фраорт (673-652 г. к н.э.); современные ученые припускают, что Фраорт и Каштарити - один человек. По Геродоту, Фраорт объединил мидийские и другие иранские племена и в 653-652 г. начал поход против Ассирии, которая, закончился поражением мидии и гибелью самого Фраорта. Очевидно, мидяне понесли поражение от скифов, которые стали союзниками ассирийцев, которые установили над Мидией свою гегемонию.
В 625 г. царем Мидии стал сын Фраорта Киаксар. Он нанес поражение скифам, создал регулярную армию вместо племенного ополчения, распределив ее по родам оружия {копьеносцы, лучники и конницы). В конце VII в. к н.э. мидийская армия во главе с Киаксаром выступила против Ассирии, которая воевала с вавилонянами, и, нанеся ей решающие поражения, захватила Северную Месопотамию. Потом Киаксару удалось захватить Гирканию и Парфию, Персию, Элам, Страну маннеев, Урарту и часть Малой Азии.
Когда в 590 г. мидийскя армия достигла г. Галис, царь Лидии Алиатт, встревоженный завоеваниями Киаксара, выступил против него. На протяжении пяти лет война между Лидией и Мидией продолжительная с переменным успехом. 28 мая 585 г. во время битвы на г. Галис состоялось солнечное затмение, которое было воспринято обеими сторонами как плохой признак. Тому бій прекратили и в скором времени заключили мирный договор, установив границей между Лидией и Мидийской государством г. Галис. В 584 г. царем Мидии стал сын Киаксара Астиаг.
Мидийская государство было образованием, которое включало полузависимые, подчиненные царства и племена. Большие успехи мидян в войне против такого сильного врага, как Ассирия, и сравнительно легкое увлечение территории многих соседних стран могут объясняться тем, что в Мидии классовое расслоение было еще небольшое, и потому вооруженной народной массы играли большую роль в военной и политической жизни страны.
В VII и первой половине VI в. к н.э. Мидия была центром иранской материальной и духовной культуры, которые со временем развили дальше персы.