Свойства асфальтобетона
1. Механические свойства
2. Физические свойства
3. Химические свойства
Асфальтобетон в конструкции в зависимости от температуры и условий деформирования может находиться в следующих структурных состояниях:
· упругохрупком – минеральный остов строго фиксирован застеклованными прослойками битума;
· упругопластичном – зерна минерального остова прочно соединены прослойками битума, которые проявляют при напряжениях, не превышающих предел текучести, упругие и эластичные свойства, а при больших напряжениях упруго-вязкие свойства;
· вязкопластичном – зерна минерального остова соединены полужидкими прослойками битума, и небольшое напряжение приводит к деформированию материала.
Свойства асфальтобетона разделяются на четыре основные группы: механические, физические, химические и технологические.
Под механической нагрузкой асфальтобетон проявляет комплекс свойств: упругость, пластичность, ползучесть, релаксация напряжений, изменение прочности в зависимости от скорости деформирования, накопление деформаций при многократных приложениях нагрузки и т.д.
Прочность – свойство асфальтобетона сопротивляться разрушению под действием механических напряжений. Выражается пределом прочности на одноосное сжатие или (реже) трехосное сжатие, определяемое в стабилометре. Прочность при растяжении определяют непосредственным растяжением специально приготовленного и закрепленного образца или «бразильским» методом.
а
а = 70; 100; 150 Н
200 мм
Rр = αP/DH
Особенностью разрушения асфальтобетона по сравнению с цементобетонном и другими подобными материалами является резко выраженная зависимость прочности от времени действия нагрузки и температуры. Прочность асфальтобетона оценивается при температурах 0, 20 и 50ºС. Разрушение асфальтобетона развивающийся во времени процесс, чем больше значение действующих напряжений, тем быстрее протекает процесс разрушения. Зависимость значений разрушающего напряжения от длительности пребывания материала в напряженном состоянии обусловлена процессом усталости.
Усталость – характеризует постепенное снижение работоспособности асфальтобетона при длительно действующих или многократно повторяющихся нагрузках.
Сдвигоустойчивость – характеризуется прочностью асфальтобетона при сдвиге в условиях повышенных температур.
τ = Р tgφаб + Cс + Σб
τ – прочность асфальтобетона при статическом сдвиге, МПа
Р – удельная нормальная нагрузка при сдвиге, МПа
tgφаб – угол внутреннего трения асфальтобетона с учетом смазывающего действия битума
Cс – зацепление зерен при сдвиге асфальтобетона
Σб – сцепление в асфальтобетоне содержащем битум в заданном количестве.
Пластичность – характеризуется показателем пластичности
К = (lg R1/R2)/(lg ν1/ν2),
где R1 и R2 – пределы прочности при 0 и 50ºС соответственно, МПа; ν1 и ν2 – скорости деформирования мм/мин. Асфальтобетон непластичный при К < 0,1 нормальной пластичности К=0,15-0,24 и пластичным при К > 0,25
Статический модуль упругости – определяют при приложении единичной нагрузки в середине пролета образца балочки.
Е = Рl / 48 f I
где f – упругий прогиб балочки, I – момент инерции сечения образца (bh3/12).
Динамический модуль упругости – определяют по вышеприведенной формуле, но при продолжительности действия нагрузки 0,1 сек.
Деформативность – оценивается относительной деформацией асфальтобетонных образцов при испытании на изгиб или растяжение. Деформативность асфальтобетона характеризуется обратимыми и необратимыми деформациями.
Обратимые деформации
ε ε
Р = 0
ε0
εl
εl
ε0
τ τ
Упругие Упруго-эластичные
ε = σ / Е (закон Гука)
Необратимые деформации
ε ε
ε0
Р = 0 εl
εl
ε0
τ εост
Пластические τ
ε = σ τ / η (закон Ньютона)
где ε – относительная деформация; σ – напряжение; Е – модуль упругости; τ – время приложения нагрузки; η – вязкость.
Ползучесть – разновидность пластических деформаций, постепенно нарастающих под действием незначительных силовых факторов по величине значительно меньше тех, которые способны вызывать остаточную деформацию за обычные периоды наблюдений (например, собственный вес).
Повышенное содержание битума в составе асфальтобетона, а также высокие температуры способствуют повышению ползучести. Щебень и песок в составе асфальтобетона снижают ползучесть.
Текучесть – медленно нарастающая деформация без увеличения напряжений в материале. Текучесть, величина обратная вязкости.
Релаксация – процесс снижения внутренних напряжений в материале при постоянной деформации. Период релаксации – время, за которое напряжение понижается в 2,72 раза. Напряжение в асфальтобетоне при постоянной деформации делят на релаксирующие и нерелаксирующие. Релаксирующая часть напряжений взаимосвязана с типом структуры асфальтовой системы, реалогическим состоянием, начальным напряжением и скоростью нагружения.
Износостойкость – способность асфальтобетонного покрытия сопротивляться износу, под действием сил трения, вызываемых проскальзыванием колес автомобиля по поверхности покрытия и вакуумных сил, возникающих под движущимся автомобилем (прибор ХАДИ) (0,3-1 мм в год).