double arrow

Основные виды битумоминеральных материалов применяемых в дорожном строительстве

Асфальтобетонная смесь – рационально подобранная смесь минеральных материалов [щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него] с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.

Асфальтобетон – уплотненная асфальтобетонная смесь.

Материал, получаемый путем тесного объединения минерального порошка с битумом, называется асфальтовым вяжущим веществом. Если к асфальтовому вяжущему веществу добавляется песок, то новый материал называется асфальтовым раствором, или песчаным асфальтобетоном.

В зависимости от типа структуры (контактной или порфировидной) различают следующие виды битумоминеральных смесей:

Асфальтовая мастика – смесь высоковязкого битума (предпочтительная глубина проникания иглы 20-40) и минерального порошка (тальк, известняк,доломит, мел, цемент, золы и т.д.) в котором «плавают» зерна песка. Дополнительно могут вводиться волокнистые наполнители и антисептк. Пористость смеси равна нулю. Мастики подразделяются по виду связующего: битумные, битумно-полимерные, битумно-резиновые; по способу применения: горячие (160°С) и холодные (прогревают до 60-70°С при температуре воздуха ниже 5°С).

Литой асфальт – отличается от мастики большим содержанием дробленого и природного песка и некоторым содержанием щебня крупностью до 10 или 15 мм до 25 % по массе. Для его приготовления используют битум с глубиной проникания иглы 40-60. Пористость смеси также равна нулю.

Каркасный или бескаркасный асфальтобетоны с содержанием щебня от 30 до 52 %. Для его приготовления используют битум с глубиной проникания иглы от 40 до 90. Пористость колеблется в пределах от 3 до 10 %.

Битумощебеночная смесь – содержит значительное количество щебня (до 86 %) с крупностью до 40 мм. Готовится на битуме с пенетрацией 90-200. Имеет высокую пористость до 18 %.

Горячий асфальтобетон пластичной или жесткой консистенции является наиболее распространенной разновидностью. Покрытия из горячего асфальтобетона наиболее устойчивы к воздействию динамических нагрузок и атмосферных факторов. Все это обуславливается вязкостью битума применяемого для их приготовления.

Материалы битумощебеночная смесь Каркасный асфальтобетон Бескаркасный асфальтобетон литой асфальтобетон асфальтовая мастика
Щебень -
Песок
МП
Битум

Холодный асфальтобетон

Холодный асфальтобетон применяется для устройства верхних слоев дорожных покрытий и при производстве ремонтных работ. Водонасыщение асфальтобетонов из холодных смесей должно быть от 5 до 9, % по объему.

Температура холодных смесей при отгрузке потребителю и на склад должна соответствовать 80-120 в зависимости от вязкости битума. Выбор марки битума и, следовательно, назначение вязкости вяжущего зависят от климатически условий, температуры и продолжительности хранения, а также от прочности заполнителя. Чем холоднее погодные условия, длительнее срок хранения массы, ниже прочность заполнителя, тем более жидким должно быть вяжущее вещество. Возможно также использование битумных эмульсий, но при этом желательно добавлять 0,5-1 % гашеной извести или ПАВ для лучшего сцепления битума, после распада эмульсии с поверхностью минерального материала.

Однородность холодных смесей определяется коэффициентом вариации водонасыщения. Коэффициент вариации должен соответствовать 0,15.

Асфальтобетон специального назначения

Кислотоупорный асфальтобетон – изготавливается с применением кислотоупорного щебня и песка (гранит, диабаз, андезит, кислотостойкая керамика, клинкерный кирпич и др.).

Щелочестойкий асфальтобетон – изготавливается из плотных карбонатных или известняковых горных пород (известняк, доломит, диабаз, гранит и т.д.).

Цветной асфальтобетон – изготавливают с применением мрамора, известнякового порошка, красителя. В качестве последнего компонента используют пигменты типа сурика железного, редоксайда и др. Битумы в асфальтобетонах специального назначения вводятся в минимальных количествах с тем, чтобы пленки вяжущего были на минеральных частицах возможно более тонкими.

Асфальтополимербетон – изготавливают, используя в качестве вяжущего гудроны и тяжелые нефти модифицированные полимерами (латексом, бутилкаучуком и др.) взамен битума. Рекомендуются такие бетоны для устройства монолитных и сборно-монолитных противофильтрационных экранов и облицовок гидросооружений, возводимых в районах Крайнего Севера.


Сейчас читают про: