И ее характеристики

Модель рынка совершенной конкуренции

Рынок совершенной конкуренции в долгосрочном периоде.

План.

Рынок совершенной конкуренции.

1. Модель рынка совершенной конкуренции

и ее характеристики.

2. Рыночное поведение предприятия в краткосрочном периоде.

3. Прекращение производства для уменьшения размеров

убытков на краткосрочном временном интервале.

4. Кривая предложения фирмы на краткосрочном временном

интервале.

5. Кривая предложения на краткосрочном временном интервале для

отрасли.

7. Долгосрочное равновесие фирмы в условия совершенной

конкуренции.

8. Реакция отрасли на уменьшение спроса.

9. Реакция отрасли на увеличение спроса.

10. Эластичность долгосрочного предложения.

11. Эффективность рынка совершенной конкуренции.

12. Достоинства рынка совершенной конкуренции.

13. Недостатки совершенной конкуренции.

Экономисты обозначают условия, в которых протекает рыночная конкуренция, термином «рыночная структура». Структура рынка определяется количеством и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации. Понятие структуры рынка дает возможность сформировать теорию предложения и максимизации прибыли.

Существуют такие четыре типа рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Рассмотрим первый тип рыночных структур – совершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и дает исходный, эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов.

Определяющими характеристиками совершенной конкуренции являются следующие: на рынке присутствует одновременно множество фирм, ни одна из которых не занимает значительной доли рынка; продукция является однородной; вход и выход из отрасли не связан с какими-либо трудностями; покупатели и продавцы имеют равный доступ к информации. Под «значительной» долей рынка понимается доля, которая достаточно велика, чтобы действия отдельной фирмы оказывали заметное влияние на рыночную цену. Под однородностью продукции понимается ситуация, при которой разные фирмы выпускают в основном сходную продукцию. Под «легкостью входа» понимается тот факт, что фирмы, которые только еще приступают к производству продукции, могут делать это на равных условиях с уже существующими фирмами с точки зрения цен, которые им приходится платить за те или иные виды ресурсов; доступа к государственным лицензиям и т. п. Под «легкостью выхода» подразумевается, что фирмы не сталкиваются с какими бы то ни было юридическими барьерами, покидая рынок, и всегда могут найти покупателей, готовых приобрести то, во что фирма вложила свои постоянные затраты. Наконец, под «равным доступом к информации» подразумевается то, что все покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах на товары и о ценах на все виды затрат, необходимых для их производства. Кроме того, покупатели знают все, что им необходимо знать о характеристиках продукта, а все производители располагают равной информацией о производственной технологии.

Совершенная конкуренция как рыночная структура не описывает сколько-нибудь большое число реально существующих рынков; она представляет собой скорее абстрактный, идеальный тип рыночной структуры. Под термином «идеальный тип» в данном случае подразумевается не то, что эта структура является «хорошей» в нормативном смысле слова, а то, что она существует скорее как абстрактная идея, абстракция, к которой реально существующий рынок может лишь в большей или меньшей степени приближаться. Например, весьма нелегко встретить рынки, отвечающие критериям совершенной конкуренции: продукты разных фирм очень редко идентичны друг другу во всех отношениях, вход и выход крайне редко абсолютно свободны от препятствий и ограничений, а информация практически никогда не бывает равнодоступна всем. Существуют, однако, рынки, которые отвечают требованиям совершенной конкуренции в большей степени, чем другие. В качестве примеров обычно приводятся некоторые рынки сельскохозяйственной продукции(пшеницы, кукурузы), а также некоторые финансовые рынки.

Совершенная конкуренция обладает тем преимуществом, что позволяет четко обозначить систему ограничений, с которыми сталкивается фирма на путях максимизации прибыли. Исходя из этих ограничений, можно построить точные модели, позволяющие продемонстрировать всю совокупность альтернатив относительно объема выпуска продукции к уровню цен, а также определить оптимальный вариант выбора. Нередко эти модели дают возможность понять функционирование таких рынков, которые в действительности далеко не полностью отвечают критериям какой-либо одной рыночной структуры. Так, например, рынок портативных компьютеров весьма далек от идеальной модели, поскольку продукты разных фирм не являются абсолютно идентичными. По той же причине не является совершенно конкурентным и рынок жилья, сдаваемого внаем: все жилые помещения отличны друг от друга. И тем не менее, сопоставляя реальное развитие событий на рынках компьютеров и жилых помещений с предсказаниями, базирующимися на модели совершенной конкуренции, мы можем получить ценную информацию о том, как среагируют эти рынки на все многообразие изменений рыночных условий (например, на снижение спроса или введение контроля над уровнем цен).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow