Ценовая дискриминация

Рис. 5 Объём производства Q обеспечивает фирме максимальную прибыль

Рис.4 Кривые спроса и предложения в условиях чистой монополии

На рис. 5 кривые MR и МС пересекаются в точке С, которой соответствует выпуск монополистам Q1 единиц продукции. В свою очередь объёму выпуска Q 1 соответствует точка К на кривой спроса и цена спроса Р1.

Монополист в коротком и длительном периоде может получать положительную чистую прибыль (монопольную сверхприбыль) вследствие имеющихся барьеров для входа в отрасль новых фирм. Главная причина образования прибыли – возможность монопольного производителя ограничить выпуск по равнению с выпуском в условиях совершенной конкуренции и, следовательно, реализовать товар по более высокой цене. Таким образом, следует: фирма, максимизирующая прибыль в условиях совершенной конкуренции, может контролировать лишь один параметр – объём выпуска продукции; фирма, максимизирующая прибыль в условиях чистой монополии, определяет одновременно значение двух параметров – объёма выпуска и цены.

Вывод состоит в том, что фирма – монополист производит меньше продукции и продаёт её по более высокой цене. В результате общество несёт потери, возникающие из-за того, что производится меньше, чем позволяют ресурсы, а высокие цены монополиста позволяют перераспределить в свою пользу часть доходов потребителей.

Исключением из общего принципа монополии «низкий объём производства – высокая цена» является естественная монополия, когда экономия от масштаба производства настолько велика, что позволяет устанавливать низкие цены при большом объеме производства, которые могут превысить аналогичные показатели конкурентного рынка. Но в ситуации естественной монополии монополистический рынок будет более предпочтительным для общества, чем конкурентныё только при государственном вмешательстве в процесс установления цен. По отношению к естественным монополиям возможны различные варианты государственного регулирования цен:

а) цена устанавливается на уровне предельных издержек (Р=МС);

б) цена устанавливается на уровне средних издержек ((Р=АС)

(1, 279)

Модель простой монополии построена исходя из допущения, что все единицы продукции, продаваемые на протяжении определенного периода времени реализуются по одной и той же цене. Такая ценовая политика является абсолютно неизбежной в любой ситуации, когда возможна перепродажа продукции. Например, весьма маловероятно, чтобы книжный магазин, расположенный на территории университетского городка (типичная монополия), стал вдруг продавать учебники по экономике студентам старших курсов по одной цене, всем остальным — с 25%-и скидкой. Если даже он и попытается так сделать, то какой-нибудь сметливый второкурсник вскоре начнет покупать эти книги дляих последующей перепродажи старшекурсникам по сходной цене. Вскоре продажи книг в этом магазине по исходной цене упадут до нуля.

Однако не все фирмы вынуждены продавать все единицы продукции по одной цене. Есть фирмы, которые устанавливают разные цены для разных покупателей на один и тот же продукт. Если цены, установленные для разных покупателей, отражают не различия в издержках фирмы, связанных с индивидуальным подходом к обслуживанию этих покупателей, то фирма осуществляет ценовую дискриминацию.

Так, театр, устанавливающий цену на билет в 5 долларов для взрослых и 3 доллара для детей, осуществляет ценовую дискриминацию, поскольку издержки театра одинаковы для всех посадочных мест. Иначе обстоит дело, например, на бензоколонке, где цена одного галлона бензина на 4 цента ниже, если клиент платит наличными, а не с помощью кредитной карточки. Здесь просто учитывается разница в издержках при различных видах кассовых операций.

Условия, необходимые для ценовой дискриминации.

Для того, чтобы фирма-монополист смогла осуществлять ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать двум условиям. Во-первых, покупатели в силу невозможности или неудобств не могут перепродавать купленную продукцию. Во-вторых, продавец должен быть в состоянии разделять покупа­телей на группы, исходя из учета эластичности спроса на товары. После этого тем покупателям, спрос которых обладает высокой не эластичностью, будет предложена высокая цена, а тем, чей спрос эластичен — более низкая.

Обсуждение проблемы условий дискриминации проводится обычно в кон­тексте теории монополии, однако это — не единственная рыночная структура, в которой встречается такое явление. Любая фирма, способная назначить цену на свою продукцию, если она в состоянии разделить потенциальных покупа­телей в зависимости от эластичности предъявляемого ими спроса, а эти последние, в принципе, лишены возможности перепродавать свою продукцию, рано или поздно сталкиваются с искушением воспользоваться стратегией це­новой дискриминации. Электростанция, назначающая разные цены для насе­ления и для промышленных предприятий, представляет собой монополию, осуществляющую ценовую дискриминацию. Авиационная компания, берущая с туристов и бизнесменов различную плату за билеты, делает то же самое. Наконец, ресторан, обслуживающий отдельных клиентов по ценам со скидкой, поступает аналогично.

Условия для ценовой дискриминации присутствуют, разумеется, далеко не на всех рынках, но они, между тем, не столь уж и редки. Довольно типичным примером является система платного высшего образования в США, где дей­ствует общая система платы за обучение и целая группа разного рода скидок и стипендий для тех, кто не может позволить себе вносить обычную плату. Система учитывает доход семьи абитуриентов и целый ряд прочих относящихся к делу факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: