Вопрос 1. Дифференциация и индивидуализация обучения

Дифференциация обучения (от лат. differentia –разность, различие)–такой способ организации учебной деятельности учащихся, при котором учитываются их индивидуально-типологические особенности. Это создание различий между частями образовательной системы (школами, классами, группами) по одному или нескольким признакам.


На Западе в сходном значении нередко используется термин «фуркация».

В качестве оснований для дифференциации обучения могут выступать:

· возраст учащихся (школьные классы, параллели классов);

· пол (мужские, женские классы, школы, команды);

· уровень здоровья (спецмедгруппы по физкультуре, группы для детей с ОПФР в детском саду и школе, санаторные школы);

· область интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие классы, направления, отделения, школы);

· профессиональные намерения;

· уровень учебных достижений или уровень умственного развития.

Последний показатель является основанием для дифференциации во многих странах Запада. Остановимся на нем подробнее.

Традиционная практика группирования учащихся по уровню актуальных знаний и навыков, распространенная в американской школе, играет негативную роль. Как показывают социологические исследования, это четко коррелирует с социально-экономическим статусом учащихся. Как бы ни назывались группы – «снегири», «голуби» или «орлы», – дети понимают, что в действительности эти эвфемизмы означают «способные», «средние» и «отстающие». Ребенку, которого зачисляют в группу отстающих в самом начале обучения, очень трудно догнать своих успевающих сверстников. Кроме того, ребенок из группы медленно успевающих учащихся редко может перейти в более продвинутую группу. Таким образом, в результате искусственного группирования по способностям детям, зачисляемым в группы более низкой категории, наносится явный ущерб, в то время как у детей в группах с полноценным преподаванием самооценка искусственно завышается.

Смысл дифференцированного обучения в том, чтобы адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям и потребностям каждого ребенка.

Различные виды дифференцированного обучения были разработаны и апробированы в 1920-е годы В. Штерном и Э. Клапаредом (дифференциация по способностям, по интеллекту, по неспособностям). В России необходимость дифференцированного обучения была провозглашена в 1918 году. В опытно-показательных станциях Наркомпроса создавались группы учащихся по степени одаренности. Занятия с одаренными детьми способствовали повышению их творческой активности. К сожалению, в таких группах наблюдалось перевозбуждение психики детей, их чрезмерная усталость, нервозность, что объяснялось неразработанностью методики и отсутствием опыта работы. Одновременно создавались группы слабых учеников – прообраз современных классов выравнивания.

В 1930-е годы на волне борьбы с педологией дифференциация была вообще исключена из советской школы. В 1960-е годы дифференциация вновь вернулась в школы в форме факультативов и курсов по выбору, углубленного изучения отдельных предметов в старших классах, специализированных школ (физико-математический профиль, иностранные языки).

В опыте современной белорусской и российской массовой школы сложились две формы дифференциации обучения:

I. Внутренняя (внутриклассная) дифференциация –это форма дифференцированного обучения, которая осуществляется через разделение учащихся на группы внутри класса с целью организации учебной работы с использованием разных методов обучения, на разных уровнях усвоения программного материала.

При этом внутри одного класса выделяются более или менее однородные малые группы учащихся. Такие группы всегда являются временными, подвижными. У каждой группы – свой темп изучения материала, свой набор учебных заданий, свои виды деятельности, характер и дозировка помощи со стороны учителя. Работая с каждой из таких групп, учитель применяет разные методы обучения.

Модели внутренней дифференциации:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: