double arrow

Вопрос 4. Технология модульного обучения. состав и структура учебного модуля. Модульная программа

К программированному обучению и технологии полного усвоения знаний очень близко модульно обучение, зародившееся в конце 1960-х годов в США и Англии и быстро распространившееся в англоязычных странах. Распространение модульного обучения в странах бывшего СССР началось в конце 80-х – начале 90-х годов. Популярность модульного обучения объясняется тем, что оно как бы объединяет важнейшие характеристики и особенности многих прогрессивных технологий обучения. «Именно модульное обучение интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике», – утверждает российский педагог Т.И. Шамова.

Модульное обучение–такая организация процесса обуче­ния, при которой учебный предмет разбивается на ряд относительно самостоятельных модулей, по каждому из которых предусматривается обязательный контроль результатов деятельности обучаемых, и учащийся осваивает модуль за модулем.

В модульном обучении учебный предмет разбивается на несколько учебных модулей.

 
 
Модуль учебный (от лат. modulus –мера) – относительно автономная часть учебного предмета, обладающая содержательной целостностью, имеющая цели обучения, адекватные данному содержанию, и методическое обеспечение, включающее соответствующие организационные формы обучения и систему контроля и самоконтроля.


В качестве методологических основ модульного обучения выступают:

1. Теория системного квантова­ния относится к области нейропсихо-логии. Ее сущность состоит в том, что, с позиции теории «функциональных систем», познавательная деятельность человека может быть разделена на системные кванты («порции»). Принцип системного квантова­ния, по данным исследований В. Маунткастла, Г. Эделмана, провозглашает модульную организацию коры головного мозга человека. Принцип системного квантования – методо­логическое основание теории «сжатия» учебной информации.

2. Важный элемент модульного подхода – подача учебного материала крупными блоками – базируется на концепции укрупнения дидактических единиц, которую разработал российский педагог П.М. Эрдниев. Суть идей П.М. Эрдниева состоит в том, что знания усваиваются системнее, прочнее и быстрее, если они предъявляются ученику сразу крупным блоком во всей системе внутренних и внешних связей. Подача материала большими блоками также характерна для опыта украинских педагогов-новаторов В.Ф. Шаталова, Н.П. Гузика 1.

3. Технология полного усвоения знаний (Дж. Кэррол, Б. Блум, США), о которой шал речь в предыдущем вопросе данной.

Каждый модуль состоит из блоков:

1) целевой блок (диагностически сформулированные учебные цели);

2) информационный блок (банк информации, то есть сам учебный материал);

3) прикладной блок (практические задачи для решения на основе полученных знаний);

_____________

1 О концепции укрупнения дидактических единиц см. подробнее: Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006. Т. 1. Гл. VII (§ 7.3); Микерова Г. Методическая система обучения русскому языку по технологии укрупнения дидактических единиц в начальной школе // Учитель. 2008. № 2.

4) методический блок (методическое руководство или инструкция для учащихся по изучению материала модуля, т.н. модульная программа);

5) контрольно-коррекционный блок (контрольные материалы для «выходного» контроля по теме модуля).

В пределах одного модуля выделяются отдельные учебные элементы (УЭ). Учебный элемент – это содержание фрагмента занятия. Все учебные элементы модуля учащиеся «проходят» под руководством учителя.

После того, как учащийся проработает один учебный элемент, учитель, осуществив экспресс-контроль, предлагает перейти к следующему. Если при выполнении очередного учебного элемента возникают трудности, нужно вернуться к предыдущему. С теми учащимися, которые не укладывается в общий ритм и опаздывают с усвоением УЭ, ведется дополнительная работа.

Закончив работу по освоению всего модуля, учащиеся обязаны пройти контроль знаний (чаще всего в виде теста). Только успешно выполнив контрольное задание, учащийся допускается к изучению очередного модуля. Программа предмета считается выполненной, если учащийся «сдал» все входящие в нее модули.

Дидактический модуль может быть представлен как учебный элемент в форме стандартизированного комплекта, состоящего их ряда компонентов:

1) точно сформулированная учебная цель;

2) список необходимого оборудования, материалов и инструментов;

3) список смежных учебных элементов;

4) собственно учебный материал в виде краткого учебного текста, сопровождаемого конкретными иллюстрациями;

5) практические занятия для отработки необходимых навыков, относящихся к данному дидактическому модулю;

6) контрольная (проверочная) работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

Последовательность изучения модулей предмета и учебных элементов в каждом модуле отражает модульная программа. Это специальная таблица, в которой указываются: номер учебного элемента модуля; вопросы учебного материала, которые нужно изучить; краткие указания для учащихся по самостоятельному овладению данными вопросами. Фрагмент модульной программы расположен ниже.

Модуль № …

Тема модуля: …………………………………………….

№ п/п учебного элемента Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала
Входной контроль Цель: … Ответить на вопросы: 1) … 2) … 3) … Сверьте свою домашнюю работу с решением на доске   Устно Оцени свою работу
УЭ-0 (целепола-гание) Цели: … 1) … 2) … 3) …  
УЭ-1 Цель: … Изучите вопрос… в учебнике… Запишите в рабочую тетрадь правило на стр. … Ответьте на вопросы: 1) … 2) … 3) …  
УЭ-2 Цель: … Для примера рассмотрите решение следующей задачи: … Решите аналогичное задание: …   Письменно
УЭ-3 Цель: … Решите задания: 1) … 2) … 3) …   Письменно Обратите внимание на …
УЭ-R Резюме: …  
УЭ-К (выходной контроль) Цель: … Выберите правильные варианты ответов: …   Тест

Несколько таких таблиц составляют модульную программу темы (раздела) предмета. Распечатки модульных программ предоставляются учащимся. Печатное руководство служит важнейшим средством обучения, давая учащемуся возможность самостоятельно, шаг за шагом овладевать содержанием предмета.

Основными характеристиками технологии модульного обучения являются:

а) диагностичная постановка целей каждого учебного модуля и их осознание каждым учащимся;

б) высокий удельный вес самостоятельной работы учащегося среди других видов деятельности, а также консультативной деятельности учителя;

в) контрольные мероприятия на «выходе» из каждого модуля.

Технология модульного обучения достаточно легко интегрируется с другими педагогическими технологиями, прежде всего с дифференцированным и проблемным обучением, а также с рейтинговым контролем.

Так, учитель-новатор из Одесской области Гузик Николай Петрович еще в 1970-е годы разработал т.н. комбинированную систему обучения, представляющую собой «гибрид» модульного подхода и внутренней дифференциации по уровням обучения. Российский педагог М.А. Чошанов разработал технологию проблемно-модульного обучения.

Модульное обучение выступает мощным средством активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирования их непрерывной учебной работы, развития их организационной самостоятельности.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Назовите методические приемы, с помощью которых на разных стадиях дидактического цикла осуществляется индивидуализация обучения.

2. Чем внутренняя дифференциация обучения отличается от внешней?

3. В чем заключается сущность программированного обучения и его значение для развития современного образования?

4. Составьте эталон (таксономию целей познавательной деятельности) для преподавания какой-либо учебной темы по технологии полного усвоения знаний.

5. В чем сущность модульного обучения? Что модульное обучение унаследовало от программированного обучения и от технологии полного усвоения знаний? А чем модульное обучение отличается от указанных дидактических технологий?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: