Упражнения при обучении фонетике
Все упражнения для обучения произносительной стороне речи делятся на специальные и неспециальные.
Специальные упражнения непосредственно направлены на отработку звуков, постановку правильного логического ударения, отработку мелодии и интонации. Среди них можно выделить два вида упражнений: фонетико-артикуляционные и фонетико-интонационные.
Фонетико-артикуляционные упражнения подразделяются на упражнения с изолированным звуком, со звуком в слове и со звуком в предложении, каждое из которых включает упражнение на восприятие и воспроизведение. Цель этих упражнений – развитие фонематического слуха и создание новой артикуляционной базы учащихся. Примерами таких упражнении могут служить следующие:
а) упражнения общего типа, развивающие речевой слух:
разделить воспринимаемые на слух слова на слоги и звуки;
в услышанном слове из прослушанных изолированных звуков составить целое слово…
б) упражнения в различении:
прослушать пары слов и поставить знак «+», если слова в паре одинаковые, и знак «-», если слова различны;
прослушать пары слов и сказать, в каких парах слова рифмуются, в каких нет.
Фонетико-интонационные упражнения направлены на формирование произносительных навыков в условно-речевых фонетически направленных упражнениях. К этому типу упражнений относятся считалки, рифмовки, песни, дразнилки и т.д.
К специальным упражнениям относится фонетическая зарядка (тренаж). Она проводится со второго урока ежеурочно. Обычно это второй этап урока, следует сразу после организационного момента (рапорт дежурного, тема урока и т.д.), длится обычно 3-5 минут. Материалом для фонетической зарядки могут быть рифмовки, загадки, считалки, пословицы, поговорки, песенки, стихи.
Работа с рифмовкой – скороговоркой (в метод.копилке).
Неспециальные упражнения – это упражнения, обучающие произношению, интонации, ударению параллельно при обучении лексике, грамматике, чтению и говорению. Цель таких упражнений – поддержание приобретенных навыков. Они выполняются:
- при формировании лексических навыков;
- при формировании грамматических навыков, при отработке речевых грамматических образцов;
- в процессе записи на слух с однократного предъявления;
- при обучении технике чтения или при обучении собственно чтению, когда можно давать прочесть одно и то же высказывание с различной интонацией (сомнения, уверенности…);
- при заучивании стихотворений и их воспроизведении.
Например: учитель вводит в речевом образце новые лексические единицы и обращает внимание на произносительную сторону и интонацию: Das ist ein Buch.
Работа над грамматикой: Ich habe ein ‘Buch gekauft. Обращаем внимание на логическое ударение.
Обучение чтению. Все такие упражнения – фонетические. Техника чтения – это озвучивание текста.