Прагматизм – направление идеалистической философии, которое имеет своей главной целью выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике. Основателями прагматизма считаются американские философы Ч. Пирс и У. Джемс. Но особый вклад в дальнейшую разработку их учения, в становление и развитие современного прагматизма внёс Джон Дьюи (1859 – 1952). Дьюи – автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии, педагогике. Его философия не получила широкого распространения в Европе, однако пользуется большой популярностью в США и ряде англоязычных стран. К заслугам Дьюи зачастую относят то, что он новаторски взглянул на важнейшие проблемы философии. По своей философской направленности Д. Дьюи был эмпиристом, то есть в своих исследованиях особую роль уделял опыту. В частности, Д. Дьюи:
ü считал поиски первопричины всего сущего бессмысленными;
ü выдвинул мысль о том, что центральным понятием философии является понятие опыта, вокруг изучения которого необходимо построить все философские исследования;
|
|
ü под опытом понимал всё то, что есть в человеческом сознании (как врождённое, так и приобретённое);
ü особую роль отводил человеческому сознанию как носителю опыта;
ü делил опыт на чувственный, сверхчувственный (спиритический, духовный), религиозный, моральный, а также художественный, социальный, культурный.
Цель философии (по Дьюи, Джемсу и др.) – помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать её. Данная идея легла в основу философии американского прагматизма. Согласно Дьюи основная задача философии в том, чтобы с помощью философии преобразовать сам опыт, систематически совершенствовать опыт во всех сферах человеческой жизни. Значительная доля опыта накапливается при взаимодействии индивида с обществом => важнейшим условием его совершенствования является совершенствование самого общества – социальная реконструкция, которая включает в себя:
ü совершенствование отношений собственности (наделение собственностью как можно большего числа людей), расщепление собственности между собственниками (акционирование собственности);
ü через акционирование – приближение человека к результатам своего труда, сокращение паразитирующей прослойки;
ü справедливое распределение произведённых материальных благ;
ü борьбу с бедностью;
ü обеспечение прав человека;
ü наведение порядка в обществе;
ü сглаживание внутренних и международных конфликтов.
Другим ключевым средством совершенствования опыта Дьюи считает применение к опыту глубоко разработанных научных методов «высоких технологий». Опыт можно преобразовать, используя совершенные научные технологии, причём внедрять данные методы и технологии необходимо, прежде всего, в образовании и через образование. Третий важнейший путь реконструкции опыта – совершенствование мышления.
|
|
Учение о методе занимает значительное место в философии Дьюи:
ü метод – порядок (процесс) приобретения знания и дальнейшего функционирования знания в ходе человеческого опыта;
ü основная задача науки и научного метода – оптимальное достижение человеком своих целей;
ü метод, при использовании которого цель достигнута, - истинный (правильный), а метод, который не ведёт к цели или усложняет её достижение, - ложный;
ü научный метод является инструментом успешной человеческой деятельности, достижения целей.
Данный подход к методу как средству достижения цели получил название инструментализма. Д. Дьюи выводит учение о проблематической ситуации и путях её разрешения, суть которого в следующем:
ü потребность в методе возникает при наличии актуального сомнения;
ü данное сомнение порождает «проблематическую ситуацию» – конкретную жизненную ситуацию, которую необходимо решить с помощью конкретных шагов;
ü её решение связано с выбором альтернатив;
ü цель научного метода – превратить проблематическую ситуацию в решённую ситуацию;
ü следовательно, научным методом являются конкретные шаги по превращению проблематической ситуации в решённую.
Рассматривая проблему познания, Джон Дьюи также проявляет философское новаторство. Д. Дьюи выделяет различные типы знания:
ü «эпистеме» – достоверное знание, проверенное теорией и практикой;
ü «докса» – недостоверное знание (догадки, мнение) людей, которые неспособны подняться до подлинного знания.
Следуя Платону, Дьюи считает, что:
ü чувственное знание свойственно людям, занятым физическим трудом и, как правило, не имеющим образования, - рабочим, крестьянам, торговцам и т.д.;
ü высшая духовная деятельность (духовное познание через созерцание чистых идей) свойственна людям, специально подготовленным, очень образованным и не занятым физическим трудом.
Дьюи делает ещё одно философское открытие. Поскольку достоверное знание и правильное использование научного метода приводит к превращению проблематической ситуации в решённую, то данная ситуация приобретает иное качество. Следовательно, познание приводит к качественному изменению объекта познания, познание изменяет само существование предмета познания.
Особое место в своём творчестве Д. Дьюи уделяет проблеме морали и социальной философии. Выделим положения учения Дьюи о морали и общественной жизни:
ü существует плюрализм целей и благ;
ü цели и блага конкретны;
ü основными благами являются здоровье, богатство, честь, доброе имя, дружба, высокая оценка со стороны общества, образованность, умеренность, справедливость, доброжелательность;
ü достижение любого блага – изменение в качестве опыта => сам рост является главной моральной целью;
ü моральные заповеди (не убий, не укради и т.д.) справедливы (либо несправедливы) лишь в каждом конкретном случае;
ü демократия является наиболее оптимальной формой человеческого общежития;
ü лозунг «цель оправдывает средства» неправилен по своей сути и должен быть отвергнут;
ü демократия должна отказаться от насилия, войны и использовать только мирные средства;
ü общество нуждается в социальной реконструкции;
ü основной рычаг социальной реконструкции – применение научных методов и высоких технологий в образовании и морали.