Вопрос 4. Сущность и нормы права
Сущность права проявляется в следующих его признаках:
1) социальность (право регламентирует организацию производства, распределение производимого продукта, распределение социальных ролей в обществе и должностей в государстве, товарно-денежные отношения, отношения собственности и т.д.);
2) нормативность (право вступает как система норм, характеризуемых логической структурой, установлением масштаба и меры поведения);
3) обязательность (право обеспечено возможностью государственного принуждения);
4)формализм (право фиксируется в письменном виде, в специальной форме);
5)процедурность (право включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты);
6) неперсонифицированность (право адресовано не к конкретному лицу, а ко всему обществу);
7) институциональность (правотворчество осуществляют строго определенные органы государства, или этот процесс идет под их контролем, как, например, референдум);
8)объективность (право закономерно появляется на этапе перехода общества к производящей экономике как естественный результат развития регулятивной системы).
|
|
Норма права является моделью типового общественного отношения, которое в качестве образца устанавливается государством. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Норма права определяет границы возможного и должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных взаимоотношениях. Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании. Остальные отношения регулируются другими социальными нормами.
Нормативно-правовой акт – это принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.
Следует отличать нормативно-правовые актыот нормативно-вспомогательных актов и актов применения права. Первые не вносят никаких изменений в действующее законодательство. С помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы. Акты применения права содержат индивидуальное государственно-властное веление по применению права.
Издание нормативно-правовых актов всегда означает установление, отмену или изменение содержания правовых норм. Так как нормативно-правовые акты содержат нормы права, то они обязательны к исполнению. Для них характерна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.
Нормативно-правовые акты можно классифицировать по различным основаниям. Так, по предмету правового регулирования различают гражданско-правовые; уголовно-правовые; административно-правовые акты и т.д.; по территории действия — федеральные, региональные и местные.
|
|
Нормативно-правовые акты обладают определенной юридической силой. Юридическая сила — сопоставительное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. По юридической силе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
По общему правилу нормативно-правовые акты обратной силы не имеют, то есть они регулируют только те общественное отношения, которые возникают после вступления их в законную силу. Из этого общего правила есть исключения. Так, нормативно-правовой акт может иметь обратную силу, то есть распространяться на правоотношения, которые возникли до его принятия, если это оговорено в самом акте; обратную силу имеют законы, устраняющие наказуемость деяния или смягчающие наказания.
Нормативно-правовые акты подлежат официальному опубликованию. Нормативно-правовые акты прекращают свое действие во времени по истечении срока, заранее установленного в самом нормативном акте; в случае их отмены; при замене денного акта другим, устанавливающим новые правила регулирования этих же общественных отношений.
Исключительный случай — «переживание» старого нормативного акта, который уже отменен и не действует, но применяется при регулировании отношений, возникших в период его существования. Это касается сферы гражданского права.
Действие нормативно-правого акта в пространстве связано с распространением его на всю территорию государства или только на ее часть.
Действие нормативно-правового акта по кругу лиц означает по общему правилу распространение его на всех субъектов, находящихся в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Однако из того общего правила есть исключения. Так, иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом, пользующиеся правом экстерриториальности, не могут быть привлечены к ответственности за нарушения административного и уголовного законодательства; иностранные граждане и лица без гражданства, хотя и постоянно проживающие на территории страны, не могут быть носителями некоторых прав и обязанностей (не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти; не могут быть государственными и муниципальными служащими); отдельные нормативные акты, в частности, закон о гражданстве, Уголовный кодекс, распространяют свое действие и на граждан России, которые находятся за пределами страны.