Деление эмоций на ведущие и ситуативные

В.К.Вилюнас делит эмоции на две групы: ведущие и ситуативные (производные от первых).

Первую группу составляют переживания, порождаемые специфическими механизмами потребностей и окрашивающими непосредственно относящиеся к ним предметы. Ко второй группе относятся ситуативные эм. Явления, порождаемые универсальнымимеханизмами мотивации и направленные на обстоятельства, опосредующие удовлетворение потребностей. И они возникают уже при наличии ведущей эмоции.

Класифікація факторів, що детермінують розвиток емоційної сфери.

Что касается вопроса анализа и систематизации факторов, влияющих на развитие эмоциональной сферы ребенка, то, как нам представляется, наиболее приемлемым может выступать подход подразделения их не на биологические и социальные, а на внешние и внутренние факторы.

Обосновываем мы это тем, что внутренние факторы могут включать в себя как биологические так и личностные. В последнем случае речь идет о социально-сформированных или приобретенных в процессе жизнедеятельности эмоций.

Что же касается внешних факторов, то к ним мы предлагаем относить все условия внешнего воздействия на эмоциональную сферу ребенка.

Перечень таких условий также может быть связан с воздействием как на подсознательную так и на сознательную сущность личности ребенка. Такой подход позволяет более дифференцированно подойти к описанию различных факторов, влияющих на развитие эмоциональной сферы человека.

Следует отметить, что в последние годы возрастает количество исследований, в которых выделяются так называемые глобальные факторы. Это такие факторы как экологические, социально-экономические, информационные и техногенные, которые могут оказывать существенное как опосредованное так и прямое влияние на развитие сферы чувств человека.

Проблема развития эмоций, как было показано выше, зависит от многих условий и факторов. А именно затрудняется из-за многообразия порождающих их источников (Выготский Л.С., [47]; Гальперин П.Я., [51]; Леонтьев А.Н., [101]; Макаренко А.С., [113]; Ольшанникова А.Е., [129]; Рубинштейн С.Л.,[148] и др.).

Групи факторів, що детермінують розвиток емоційної сфери: біологічні та соціальні.

Опираясь на эти и другие исследования, условно можно выделить несколько групп факторов, детерминирующих генезис эмоциональной сферы.

Так, в одних работах, в качестве таких факторов рассматриваются чисто биологические (Анохин П.К.,[8]; Вунд В., [44]; Джемс У., [64]; Кеннон В., [84]; Лобзин В.С., Полякова А.А., [107]; Симонов П.В.,[154] и др.), в других - социальные (Выготский Л.С., [37]; Гальперин П.Я., [39] Запорожец А.В., Неверович Я.З., [44]; Леонтьев А.Н., [101]; Ольшанникова А.Е., [129]) и другие факторы. При этом некоторые специалисты последние относят к внешним факторам, а первые – к внутренним.

К биологическим факторам специалисты (Анохин П.К., [8]; Гельгорн Э., Луфборроу Дж.,[52]; Кеннон В.,[84]; Линдслей Д.Б., [103]; Наэм Дж., [123]; Симонов П.В.,[154] и др.) относят развитие и функционирование определенных мозговых структур, в первую очередь лимбических образований (гиппокамп, гипоталамус, таламус и др.); деятельность желез внутренней секреции (наиболее существенной здесь выступают функции ретикулярной формации, а также гипофис, неокортекс и др.); изменения в соматической сфере; проявление биологической потребности, необходимой для жизнедеятельности.

Особо следует отметить исследования (Вунд В.,[43]; Вудвортс Р., [41]; Изард К.Е., [75]; Рейковский Я.,[142]; Чебыкин А.Я.,[173]), связанные с описанием специфики генезиса эмоций. В последнем случае некоторыми специалистами (Гельгорн Э., Луфборроу Дж., [40]; Дарвин Ч., [48]; Дембо Е.,[194]; Линдслей Д.Б.,[103]; Рейковский Я.,[142]) предлагается теоретическая модель, которая сводится к тому, что у человека существует ряд эмоций, проявляющихся и слабо изменяющихся в процессе эволюции. Они являются, как правило, генетически унаследованными и имеют биологическую основу происхождения.

Если рассматривать внутренние факторы, то, безусловно, на первых этапах психического развития ребенка доминирующими выступают биологические факторы, связанные с удовлетворением основных потребностей. При этом возникающие и развивающиеся эмоции, в одних исследованиях (Аболин Л.М.,[1]; Галунов В.И.,[50]; Изард К.Е., [75]; Ольшанникова А.Е.,[128]; Плутчик Р.,[200] и др.) именуются первичными, в других (Изард К.Е., [53]) основными, в третьих (Вудвордс Р.,[41]; Вундт В.,[43]; Гельгорн Э., Луфборроу Дж.,[50]; Дарвин Ч.,[60], Дембо E.,[194]; Кеннон В.,[84]; Линдслей Д.Б., [103]; Рейковский Я.,[142]) базальными и т.д. С расширением социальных факторов воздействия на психику ребенка, по данным ряда исследований (Грот Н. [58], Изард К.Е. [75], Чебыкин А.Я. [175]), на базе указанных эмоций возникают производные от них. Причем перечень этих производных или как указывают другие авторы - вторичных, образующихся на базе одной эмоции (например на основе радости) формирует комплекс других положительных эмоций.

Подобные моменты удачно иллюстрируются в выраженности и развитии как основных (первичных), так и производных от них (вторичных) эмоций в исследованиях К.Е. Изарда [75], А.Я. Чебыкина [173] и др.

Внутренние факторы, влияющие на генезис эмоциональной сферы также связаны со спецификой развития представлений (Хомская Е.Д., Батова Н.Я.,[171]), мышления (Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. [29], Выготский Л.С., [45]; Додонов Б.И.,[65]; Зинченко В.П., [73]; Клапаред Э.,[85]; Копина О.С., [90]; Тихомиров О.К., Клочко В.Е., [165]; Ушинский К.Д.,[166]; Хомская Е.Д., Батова Н.Я.,[171]), процессов памяти (Громова Е.А.,[57], Ильюченюк Р.Ю.,[79], Леонтьев А.Н.,[101], Носенко Э.Л., Егорова С.Н., [125], Рейковский Я.,[142], Рубинштейн С.Л.,[148]). Эта зависимость четко фиксируется в работах, выполненных под руководством О.К. Тихомирова, где одним из факторов развития эмоциональной сферы выступает процесс мышление [27; 28; 29; 90; 164]. Результаты исследований автора подчеркивают взаимообусловленность и взаимодетерминированность развития эмоциональной сферы с психическими процессами.

Особо следует отметить, что на развитие эмоциональной сферы влияют также личностные переживания человека, возникающие и закрепляющиеся в особенностях характера, его нравственных и морально-этических качествах. В дальнейшем они служат основой для развития эмоциональной сферы человека и его духовной культуры (Букин В.Р.,[21], Выготский Л.С.,[47], Ковалев А.Г., [86], Якобсон П.М.,[185] и др.).

Другие специалисты (Божович Л.И., [14]; Запорожец А.В., Неверович Я.З., [70]; Лисина М.И., [105]; Мухина В.С., [121]; Симонов П.В.,[154]; Смирнова Е.О.,Лагутина А.Е.,[157]; Якобсон П.М., [185] и др.), не отрицая роли биологических факторов в развитии эмоций, приоритет отдают именно социальным факторам жизнедеятельности человека.

Имеется ряд авторов (Бреслав Г.М. [19]; Земска Л.И.,[72]; Ковалев А.Г.,[86];Кон И.С., [89]; Крутецкий В.А., [92]; Лисина М.И., [105]; Романова А.В., [145]; Сермягина О.С. [152]; Ушинский К.Д.,[166]), которые к социальным факторам, существенно влияющим на развитие и формирование эмоций человека, относят специфику взаимоотношений, в которых оказывается ребенок, особенности неформального общения со взрослыми и сверстниками (Кон И.С.,[89]; Леонтьев А.Н.,[101]; Моргун В.Ф.,[119]), условия воспитания в учебных заведениях (Макаренко А.С.,[113]; Ушинский К.Д., [166]; Шепель В.М., [177]).

Кроме этого, к социальным факторам, непосредственно влияющим на эмоциональную сферу в рамках познавательной деятельности учебно-воспитательного процесса также можно отнести средства искусства и литературы, обряды, традиции и многое другое (Букин В.Р.,[21], Раппорт В.Р.,[141], Семенов В.Е.,[151], Шляхова Н.М.,[179]). Так, “... в воспитании нравственных чувств огромное значение имеют все виды искусства.... Искусство (музыка, живопись, кино, театр, литература) воздействуют художественными образами, порождая сопереживание, пробуждая различные эмоции” [86; c. 44].

Обобщая результаты исследований специалистов различных научных знаний (Богомолова Н.Н.,[13], Букин В.Р.,[21], Семенов В.Р.,[151], Флегонтова С.М.,[167] и многих других) можно констатировать, что в современных условиях на формирование эмоциональной сферы ребенка существенное влияние оказывают достижения научно-технического прогресса, средства массовой информации, а также культура различных народов.

Обобщение этих и других результатов исследования показывают достаточно сильное влияние внешних социальных факторов, которые детерминируют развитие не только культуры выражения эмоций в экспрессии и действиях, но и более глубинные эмоциональные отношения, характеризующие специфику эмоционального поведения той или иной нации или народности.

Тема 4. Вікові та статеві особливості розвитку емоцій та їх вплив на особистість дитини.

Общие тннденции возрастных изменений эмоциональной сферы

Эмоции появляются у человека еще до его рождения. К.Изард, отмечал, что с возрастом меняются не только эмоциональные реакции, но и значение активаторов конкретных эмоций. Так, в 3-х недельном возрасте звук женского голоса вызывает у ребенка улыбку, но по мере того как он становится старше, этот же голос может вызывать у него разражение.

К.Изард, Ю.А.Макаренко и другие психологи выявили, что в онтогенезе развитие базальных эмоций, а также знаний о них формируется с опережением по сравнению с вторичными эмоциями. Даже дети 2-3 лет не только понимают состояние страха и радости, но могут произвольно воспроизводить их на лице. А окончательное представление об этих эмоциях возникает не позже 9 лет. К.Бюлер показал как с возрастом изменяются пол. эмоции. Здесь существует 3 ступени.

Первая. У малыша удовольствие возн. в момент получения желаем. результата.

2-ая. Удов. доставляет не только результат, но и сам процесс игры. 3-я. У детей постарше возникает предвосхищение удов. уже в начале игры.

В процессе онтогенеза развивается способность использования эмоц. экспрессии в качестве средства общения. Психологи обнаружили увеличение с возрастом контроля выражения отрицательных эмоций и неизменность его в отношении положительных эмоций. С другой стороны, с возрастом улучшается распознование эмоций по выражению лица. А также с возрастом происходит расширение и усложнение знаний об эмоциях.

Таким образом, вопреки мнению некоторых ученых, можно говорить о развитии эмоц. сферы личности в онтогенезе.

Соціальні фактори впливу на емоційну сферу особистосты, яка розвиваеться

Как показывает анализ научной, научно-методической и художественной литературы (Авдеева Н.Н., Мещерянов С.Ю.; Бауэр Т.Д., Божович Л.И; Выготский Л.С; Давыдов В.В.; Запорожец А.В., Неверович Я.З.; Кон И.С.; Личко А.Е.; Маршак С.Я.; Моргун В.Ф.; Теплов С.Я.; Шляхова Н.М.; Эльконин Д.Б.;), на каждом возрастном этапе развития можно выделить ведущие социальные факторы, влияющие на становление эмоциональной сферы ребенка.

Обобщая данные этих и других исследований, можно утверждать, что для новорожденного важнейшими факторами, влияющими на развитие эмоций, выступает непосредственный контакт с матерью, а также условия удовлетворения основных потребностей.

В младенческом возрасте помимо перечисленных факторов важную роль играют условия невербальной коммуникации, которые проявляют родители и окружение ребенка. Характерные влияния оказывают также неодухотворенные предметы в виде различных игрушек и общий эмоциональный комфорт в семье.

Для детей от одного года до трех в качестве ведущих факторов, детерминирующих развитие эмоциональной сферы, являются условия организации игровой деятельности, а также специфика коммуникативного взаимодействия ребенка со взрослыми.

В возрасте от трех до семи лет наряду с вышеперечисленными факторами, ведущей выступает познавательная деятельность, связанная с восприятием ребенка произведений искусства и литературы. Важнейшим условием, влияющим на становление эмоциональной сферы ребенка являются все виды игровой деятельности типичные для данного возраста.

В младшем школьном возрасте спектр факторов, влияющих на генезис эмоциональной сферы существенно расширяется. На первый план выходят факторы организации учебно-воспитательного процесса и факторы неформального отношения со сверстниками.

В подростковом периоде доминирующими факторами в сфере развития чувств, наряду с предыдущим периодом, выступают биологические изменения в организме ребенка, связанные с половым созреванием. Именно они определяют специфику и направленность выраженности возникновения и развития новых чувств.

В юношеском возрасте к числу ведущих факторов можно отнести те социально-психологические условия, которые влияют на личностное самоутверждение юношей и девушек и формируют основы их жизненных позиций.

Следует отметить, что выделенные факторы не исчерпываются перечисленными и могут быть дополнены другими. Также важно подчеркнуть, что выделение ведущих факторов в каждом последующем возрасте не исключает влияния предшествующих.

Розвиток емоційної сфери немовлят.

Я.Дембовский отмечает, что новорожденный обладает 3 эмоциями:страхом (точнее испугом), который обнаруживается при сильном звуке; гневом, как реакцией на стеснение движений, и удовольствием, возникающем в ответ на покачивание, а также на легкое поглаживание кожи. Что же касается выражения этих эмоций, то прежде всего у новорожденного возникает плач, а также бывает выражение похожее на улыбку.

Постепенно улыбка становится более определенной, ребенок улыбается в ответ на самые разнообразные стимулы. До года улыбка появляетя почти исключительно на человеческое лицо или голос.

Примерно в 2,5 месяца появляется социальная улыбка, которая обращена к другому человеческому лицу. Появляется новый вид эмоционального реагирования – формирование аффективно-личностных связей, что способствуют развитию средств експрессии. В начале младенец выражает свои аффекты беспокойными движениями или неподвижностью. Затем подключается мимика, звуки и телесные движения.

Меняется характер голосовой экспрессии: на протяжении 1-го месяца крик ребенка выражает только его недовольство, а на 2-ом – уже гуление, 3-ем – звуки радости, а позднее смех.

В 3 месяца они уже настроены воспринимать родительские эмоции. К 7 месяцам проявляется умение пользоваться восприятием эмоций матери для того, чтобы проверить себя и получить поддержку.

Во вторые полгода у детей внезапно появляюся боязнь незнакомых людей и тревога отделения от родителей (тревога семимесячных).

А эмоция обиды, по некоторым данным, появляется в воз-расте 5 месяцев.

Если первые эмоции связаны с биологическими потребностями младенца (в самосохранении, в свободе и удовольствии), то дальнейшее обогащение поводов к проявлению эмоциональных реакций связано с интеллектуалбным развитием ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: