В.К.Вилюнас делит эмоции на две групы: ведущие и ситуативные (производные от первых).
Первую группу составляют переживания, порождаемые специфическими механизмами потребностей и окрашивающими непосредственно относящиеся к ним предметы. Ко второй группе относятся ситуативные эм. Явления, порождаемые универсальнымимеханизмами мотивации и направленные на обстоятельства, опосредующие удовлетворение потребностей. И они возникают уже при наличии ведущей эмоции.
Класифікація факторів, що детермінують розвиток емоційної сфери.
Что касается вопроса анализа и систематизации факторов, влияющих на развитие эмоциональной сферы ребенка, то, как нам представляется, наиболее приемлемым может выступать подход подразделения их не на биологические и социальные, а на внешние и внутренние факторы.
Обосновываем мы это тем, что внутренние факторы могут включать в себя как биологические так и личностные. В последнем случае речь идет о социально-сформированных или приобретенных в процессе жизнедеятельности эмоций.
|
|
Что же касается внешних факторов, то к ним мы предлагаем относить все условия внешнего воздействия на эмоциональную сферу ребенка.
Перечень таких условий также может быть связан с воздействием как на подсознательную так и на сознательную сущность личности ребенка. Такой подход позволяет более дифференцированно подойти к описанию различных факторов, влияющих на развитие эмоциональной сферы человека.
Следует отметить, что в последние годы возрастает количество исследований, в которых выделяются так называемые глобальные факторы. Это такие факторы как экологические, социально-экономические, информационные и техногенные, которые могут оказывать существенное как опосредованное так и прямое влияние на развитие сферы чувств человека.
Проблема развития эмоций, как было показано выше, зависит от многих условий и факторов. А именно затрудняется из-за многообразия порождающих их источников (Выготский Л.С., [47]; Гальперин П.Я., [51]; Леонтьев А.Н., [101]; Макаренко А.С., [113]; Ольшанникова А.Е., [129]; Рубинштейн С.Л.,[148] и др.).
Групи факторів, що детермінують розвиток емоційної сфери: біологічні та соціальні.
Опираясь на эти и другие исследования, условно можно выделить несколько групп факторов, детерминирующих генезис эмоциональной сферы.
Так, в одних работах, в качестве таких факторов рассматриваются чисто биологические (Анохин П.К.,[8]; Вунд В., [44]; Джемс У., [64]; Кеннон В., [84]; Лобзин В.С., Полякова А.А., [107]; Симонов П.В.,[154] и др.), в других - социальные (Выготский Л.С., [37]; Гальперин П.Я., [39] Запорожец А.В., Неверович Я.З., [44]; Леонтьев А.Н., [101]; Ольшанникова А.Е., [129]) и другие факторы. При этом некоторые специалисты последние относят к внешним факторам, а первые – к внутренним.
|
|
К биологическим факторам специалисты (Анохин П.К., [8]; Гельгорн Э., Луфборроу Дж.,[52]; Кеннон В.,[84]; Линдслей Д.Б., [103]; Наэм Дж., [123]; Симонов П.В.,[154] и др.) относят развитие и функционирование определенных мозговых структур, в первую очередь лимбических образований (гиппокамп, гипоталамус, таламус и др.); деятельность желез внутренней секреции (наиболее существенной здесь выступают функции ретикулярной формации, а также гипофис, неокортекс и др.); изменения в соматической сфере; проявление биологической потребности, необходимой для жизнедеятельности.
Особо следует отметить исследования (Вунд В.,[43]; Вудвортс Р., [41]; Изард К.Е., [75]; Рейковский Я.,[142]; Чебыкин А.Я.,[173]), связанные с описанием специфики генезиса эмоций. В последнем случае некоторыми специалистами (Гельгорн Э., Луфборроу Дж., [40]; Дарвин Ч., [48]; Дембо Е.,[194]; Линдслей Д.Б.,[103]; Рейковский Я.,[142]) предлагается теоретическая модель, которая сводится к тому, что у человека существует ряд эмоций, проявляющихся и слабо изменяющихся в процессе эволюции. Они являются, как правило, генетически унаследованными и имеют биологическую основу происхождения.
Если рассматривать внутренние факторы, то, безусловно, на первых этапах психического развития ребенка доминирующими выступают биологические факторы, связанные с удовлетворением основных потребностей. При этом возникающие и развивающиеся эмоции, в одних исследованиях (Аболин Л.М.,[1]; Галунов В.И.,[50]; Изард К.Е., [75]; Ольшанникова А.Е.,[128]; Плутчик Р.,[200] и др.) именуются первичными, в других (Изард К.Е., [53]) основными, в третьих (Вудвордс Р.,[41]; Вундт В.,[43]; Гельгорн Э., Луфборроу Дж.,[50]; Дарвин Ч.,[60], Дембо E.,[194]; Кеннон В.,[84]; Линдслей Д.Б., [103]; Рейковский Я.,[142]) базальными и т.д. С расширением социальных факторов воздействия на психику ребенка, по данным ряда исследований (Грот Н. [58], Изард К.Е. [75], Чебыкин А.Я. [175]), на базе указанных эмоций возникают производные от них. Причем перечень этих производных или как указывают другие авторы - вторичных, образующихся на базе одной эмоции (например на основе радости) формирует комплекс других положительных эмоций.
Подобные моменты удачно иллюстрируются в выраженности и развитии как основных (первичных), так и производных от них (вторичных) эмоций в исследованиях К.Е. Изарда [75], А.Я. Чебыкина [173] и др.
Внутренние факторы, влияющие на генезис эмоциональной сферы также связаны со спецификой развития представлений (Хомская Е.Д., Батова Н.Я.,[171]), мышления (Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. [29], Выготский Л.С., [45]; Додонов Б.И.,[65]; Зинченко В.П., [73]; Клапаред Э.,[85]; Копина О.С., [90]; Тихомиров О.К., Клочко В.Е., [165]; Ушинский К.Д.,[166]; Хомская Е.Д., Батова Н.Я.,[171]), процессов памяти (Громова Е.А.,[57], Ильюченюк Р.Ю.,[79], Леонтьев А.Н.,[101], Носенко Э.Л., Егорова С.Н., [125], Рейковский Я.,[142], Рубинштейн С.Л.,[148]). Эта зависимость четко фиксируется в работах, выполненных под руководством О.К. Тихомирова, где одним из факторов развития эмоциональной сферы выступает процесс мышление [27; 28; 29; 90; 164]. Результаты исследований автора подчеркивают взаимообусловленность и взаимодетерминированность развития эмоциональной сферы с психическими процессами.
Особо следует отметить, что на развитие эмоциональной сферы влияют также личностные переживания человека, возникающие и закрепляющиеся в особенностях характера, его нравственных и морально-этических качествах. В дальнейшем они служат основой для развития эмоциональной сферы человека и его духовной культуры (Букин В.Р.,[21], Выготский Л.С.,[47], Ковалев А.Г., [86], Якобсон П.М.,[185] и др.).
Другие специалисты (Божович Л.И., [14]; Запорожец А.В., Неверович Я.З., [70]; Лисина М.И., [105]; Мухина В.С., [121]; Симонов П.В.,[154]; Смирнова Е.О.,Лагутина А.Е.,[157]; Якобсон П.М., [185] и др.), не отрицая роли биологических факторов в развитии эмоций, приоритет отдают именно социальным факторам жизнедеятельности человека.
|
|
Имеется ряд авторов (Бреслав Г.М. [19]; Земска Л.И.,[72]; Ковалев А.Г.,[86];Кон И.С., [89]; Крутецкий В.А., [92]; Лисина М.И., [105]; Романова А.В., [145]; Сермягина О.С. [152]; Ушинский К.Д.,[166]), которые к социальным факторам, существенно влияющим на развитие и формирование эмоций человека, относят специфику взаимоотношений, в которых оказывается ребенок, особенности неформального общения со взрослыми и сверстниками (Кон И.С.,[89]; Леонтьев А.Н.,[101]; Моргун В.Ф.,[119]), условия воспитания в учебных заведениях (Макаренко А.С.,[113]; Ушинский К.Д., [166]; Шепель В.М., [177]).
Кроме этого, к социальным факторам, непосредственно влияющим на эмоциональную сферу в рамках познавательной деятельности учебно-воспитательного процесса также можно отнести средства искусства и литературы, обряды, традиции и многое другое (Букин В.Р.,[21], Раппорт В.Р.,[141], Семенов В.Е.,[151], Шляхова Н.М.,[179]). Так, “... в воспитании нравственных чувств огромное значение имеют все виды искусства.... Искусство (музыка, живопись, кино, театр, литература) воздействуют художественными образами, порождая сопереживание, пробуждая различные эмоции” [86; c. 44].
Обобщая результаты исследований специалистов различных научных знаний (Богомолова Н.Н.,[13], Букин В.Р.,[21], Семенов В.Р.,[151], Флегонтова С.М.,[167] и многих других) можно констатировать, что в современных условиях на формирование эмоциональной сферы ребенка существенное влияние оказывают достижения научно-технического прогресса, средства массовой информации, а также культура различных народов.
Обобщение этих и других результатов исследования показывают достаточно сильное влияние внешних социальных факторов, которые детерминируют развитие не только культуры выражения эмоций в экспрессии и действиях, но и более глубинные эмоциональные отношения, характеризующие специфику эмоционального поведения той или иной нации или народности.
|
|
Тема 4. Вікові та статеві особливості розвитку емоцій та їх вплив на особистість дитини.
Общие тннденции возрастных изменений эмоциональной сферы
Эмоции появляются у человека еще до его рождения. К.Изард, отмечал, что с возрастом меняются не только эмоциональные реакции, но и значение активаторов конкретных эмоций. Так, в 3-х недельном возрасте звук женского голоса вызывает у ребенка улыбку, но по мере того как он становится старше, этот же голос может вызывать у него разражение.
К.Изард, Ю.А.Макаренко и другие психологи выявили, что в онтогенезе развитие базальных эмоций, а также знаний о них формируется с опережением по сравнению с вторичными эмоциями. Даже дети 2-3 лет не только понимают состояние страха и радости, но могут произвольно воспроизводить их на лице. А окончательное представление об этих эмоциях возникает не позже 9 лет. К.Бюлер показал как с возрастом изменяются пол. эмоции. Здесь существует 3 ступени.
Первая. У малыша удовольствие возн. в момент получения желаем. результата.
2-ая. Удов. доставляет не только результат, но и сам процесс игры. 3-я. У детей постарше возникает предвосхищение удов. уже в начале игры.
В процессе онтогенеза развивается способность использования эмоц. экспрессии в качестве средства общения. Психологи обнаружили увеличение с возрастом контроля выражения отрицательных эмоций и неизменность его в отношении положительных эмоций. С другой стороны, с возрастом улучшается распознование эмоций по выражению лица. А также с возрастом происходит расширение и усложнение знаний об эмоциях.
Таким образом, вопреки мнению некоторых ученых, можно говорить о развитии эмоц. сферы личности в онтогенезе.
Соціальні фактори впливу на емоційну сферу особистосты, яка розвиваеться
Как показывает анализ научной, научно-методической и художественной литературы (Авдеева Н.Н., Мещерянов С.Ю.; Бауэр Т.Д., Божович Л.И; Выготский Л.С; Давыдов В.В.; Запорожец А.В., Неверович Я.З.; Кон И.С.; Личко А.Е.; Маршак С.Я.; Моргун В.Ф.; Теплов С.Я.; Шляхова Н.М.; Эльконин Д.Б.;), на каждом возрастном этапе развития можно выделить ведущие социальные факторы, влияющие на становление эмоциональной сферы ребенка.
Обобщая данные этих и других исследований, можно утверждать, что для новорожденного важнейшими факторами, влияющими на развитие эмоций, выступает непосредственный контакт с матерью, а также условия удовлетворения основных потребностей.
В младенческом возрасте помимо перечисленных факторов важную роль играют условия невербальной коммуникации, которые проявляют родители и окружение ребенка. Характерные влияния оказывают также неодухотворенные предметы в виде различных игрушек и общий эмоциональный комфорт в семье.
Для детей от одного года до трех в качестве ведущих факторов, детерминирующих развитие эмоциональной сферы, являются условия организации игровой деятельности, а также специфика коммуникативного взаимодействия ребенка со взрослыми.
В возрасте от трех до семи лет наряду с вышеперечисленными факторами, ведущей выступает познавательная деятельность, связанная с восприятием ребенка произведений искусства и литературы. Важнейшим условием, влияющим на становление эмоциональной сферы ребенка являются все виды игровой деятельности типичные для данного возраста.
В младшем школьном возрасте спектр факторов, влияющих на генезис эмоциональной сферы существенно расширяется. На первый план выходят факторы организации учебно-воспитательного процесса и факторы неформального отношения со сверстниками.
В подростковом периоде доминирующими факторами в сфере развития чувств, наряду с предыдущим периодом, выступают биологические изменения в организме ребенка, связанные с половым созреванием. Именно они определяют специфику и направленность выраженности возникновения и развития новых чувств.
В юношеском возрасте к числу ведущих факторов можно отнести те социально-психологические условия, которые влияют на личностное самоутверждение юношей и девушек и формируют основы их жизненных позиций.
Следует отметить, что выделенные факторы не исчерпываются перечисленными и могут быть дополнены другими. Также важно подчеркнуть, что выделение ведущих факторов в каждом последующем возрасте не исключает влияния предшествующих.
Розвиток емоційної сфери немовлят.
Я.Дембовский отмечает, что новорожденный обладает 3 эмоциями:страхом (точнее испугом), который обнаруживается при сильном звуке; гневом, как реакцией на стеснение движений, и удовольствием, возникающем в ответ на покачивание, а также на легкое поглаживание кожи. Что же касается выражения этих эмоций, то прежде всего у новорожденного возникает плач, а также бывает выражение похожее на улыбку.
Постепенно улыбка становится более определенной, ребенок улыбается в ответ на самые разнообразные стимулы. До года улыбка появляетя почти исключительно на человеческое лицо или голос.
Примерно в 2,5 месяца появляется социальная улыбка, которая обращена к другому человеческому лицу. Появляется новый вид эмоционального реагирования – формирование аффективно-личностных связей, что способствуют развитию средств експрессии. В начале младенец выражает свои аффекты беспокойными движениями или неподвижностью. Затем подключается мимика, звуки и телесные движения.
Меняется характер голосовой экспрессии: на протяжении 1-го месяца крик ребенка выражает только его недовольство, а на 2-ом – уже гуление, 3-ем – звуки радости, а позднее смех.
В 3 месяца они уже настроены воспринимать родительские эмоции. К 7 месяцам проявляется умение пользоваться восприятием эмоций матери для того, чтобы проверить себя и получить поддержку.
Во вторые полгода у детей внезапно появляюся боязнь незнакомых людей и тревога отделения от родителей (тревога семимесячных).
А эмоция обиды, по некоторым данным, появляется в воз-расте 5 месяцев.
Если первые эмоции связаны с биологическими потребностями младенца (в самосохранении, в свободе и удовольствии), то дальнейшее обогащение поводов к проявлению эмоциональных реакций связано с интеллектуалбным развитием ребенка.