Методология, методика и метод

История юрид. психол. в 20 столетии.

К 20 –му столетию причины преступности начали изучать уже социологи Ж.Кетле, Э.Дюркгейм, М.Вебер и др.

Статистический анализ различных аномальных проявлений (преступности, проституции и т. д.) за определенный истор. отрезок показал, что число аномалий в поведении людей всякий раз неизбежно возростало а период войн, экономических кризисов, социальных потрясений, что опровергало теорию так сказать врожденного преступника, указывая на социальные корни этого явления.

Отличительная особенность современного криминологического знания – это системный подход к рассмотрению и изучению причин и факторов отклоняющегося поведения, разработка проблемы одновременно представителями различных наук: юристами, социологами, психологами, медиками.

Это позволяет подходить к практике предупреждения преступлений комплексно.

В 1970г. Американский национальный центр опубликовал обзор 45 исследований предполагаемой связи хромосомных аномалий с преступностью.

В современное время в западной криминологии большое место занимают социально-Y теории преступности, объясняющие социально-Y механизмы усвоения так называемой делинквентной морали механизмами нейтрализации морального контроля, или защитными механизмами.

В 1925 г. в нашей стране впервые в мире был организован Государственный институт по изучению преступника и преступности.

Достижения экспериментальной Y начинают использоваться в этот период и в судебной практике. В частности, В.М. Бехтерев и его ученики активно занимаются проблемами Y диагностики преступников и свидетелей. Первым значительным исследованием в области судебно-Y экспертизы была книга А.Е. Брусиловского “судебно-Y экспертиза: ее предмет и методика”, вышедшая в 1939 г. в Харькове.

3. Методологічні основи юридичної психології.

Методология этой дисциплины отличается тем, что личность изучается в динамике правонарушения, в процессе его реконструкции по материалам следственного и судебного дела.

В первую очередь необходимо рассмотреть три близких понятия:

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение про эту систему.

Методика – это система методов и процедур, которая используется в юридической Y. Методика всегда конкретная и уникальная, так как определяется характером объекта изучения, целями и заданиями, внешними обстоятельствами и т. д.

Метод - определяется как способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, совокупности приёмов и операций практического или теоретического усвоения (познания) действительности.

Общепринятым является выделение нескольких уровней методологии.

Структура методологического знания:

- уровень философской методологии

- уровень общенаучной методологии

- уровень конкретно-научной методологии

- уровень процедур и методик исследования

Под ПРИНЦИПОМ понимают начало, основу, исходное положение явлений действительности и их познание.

1. Философский ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ., т. к. явления изучаемые Ю.П. отличаются высокой динамичностью. Суть его - в направленном, закономерном изменении материи и сознании.

ОБЪЕКТОМ изучения Ю.П. и Y юридического труда является человек как субъект правоохранительной деятельности и участник правоотношений, а также группа людей (коллектив).

2. Принцип ОБЩЕЙ СВЯЗИ – исследуется психологическая сторона права и правосознания, правомерное и противозаконное поведение людей, деятельность преступной группировки и т. д.

3. Принцип ЕДИНОСТИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ выплывает с самого содержания отношений человека к окружающему миру, определяет роль практики в процессе познания.

4.Принцип КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ФИЛОСОФИИ – общий принцип познания, в одинаковой мере используется при исследовании явлений природы и общества, а также при изучении сознания и мышления человека.

5.Принцип ДЕТЕРМИНИЗМА – сознание конкретной личности обусловлено общим бытием, которое порождает его поведение.

6.Принцип СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ роскрывает сложную диалектику человеческого сознания и деятельности как особенного вида человеческой активности.

7.Принцип ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА. Ю.П. всегда объектом исследования имеет личность, поскольку именно к ней адресована система правовых норм.

8.Принцип СИСТЕМНОГО ПОДХОДА.

Ю.П.- может успешно развиваться и решать комплекс задач, стоящих перед ней только благодаря СИСТЕМНОМУ ПОДХОДУ.

Основа СИСТЕМНОГО ПОДХОДА – исследование процесса деятельности во взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм. Только системный подход позволяет достаточно глубоко проанализировать взаимодействие этих структур и выявить основные психологические закономерности такого взаимодействия, дать достаточно полное описание процесса с учетом всех его элементов.

Примером реализации системного метода в Y юридического труда может служить профессиограмма, которая представляет собой сложную иерархическую структуру. Каждая из сторон профессиограммы отражает, во-первых, определенный уровень профессиональной деятельности, а во-вторых личностные качества, ЗУН, которые обеспечивают профессиональный успех наэтом уровне.

Для Ю.П. продуктивно применение одного из принципов системного анализа – ИЕРАРХИИ СИСТЕМ, суть которого заключается в том, что любая система рассматривается как часть другой, более широкой системы, а ее элементы – как самостоятельные системы.

Методол. принципы научного познания есть основа, база, на которой строится содержательный анализ объекта и предмета юридической психологии. Основными принципами Ю.П. являются системный принцип и личностный подход.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: