Эмпирическое направление психологии в Испании

Философско-психологические направления раннего Возрождения

Наибольшей популярностью пользовались труды Платона и Аристотеля.

История философско-психологической мысли Возрождения начиналась со споров по поводу аристотелевского учения о душе.

Философскую борьбу в Италии открывает столкновение двух концепций - александристов и аверроистов. Коренное различие в их взглядах касалось бессмертия души.

Аверроисты. Аверроес разделял разум (ум) и душу. Части души разру­шаются вместе с телом. Разум, как высшая часть души, бессмертен, потому что связан с божеством.

Термин «александристы» происходит от имени Александра Афродизийского, древнегреческого философа, жившего в конце II века н.э., который прокомментировал трактат Аристотеля "О душе". Александр настаивал на тезисе Аристотеля о том, что все способности души начисто исчезают вместе с телом. Душа, включая интеллект, уничтожается вместе с телом.

Леонардо да Винчи являл собой принципиально новый тип исследователя. Леонардо стремился синтезировать чувственное созерцание, теоретическое обобщение и практическое действие. Его анатомо-физиологические исследования были ориентированы на выяснение структуры «четырех всеобщих человеческих состояний» — радости, плача, распри и физического (трудового) усилия.

Леонардо оказался у истоков рефлекторной концепции. Он описал зрачковый рефлекс.

Творчество передовых испанских ученых отличало стремление сблизить теоретическое знание с жизнью, превратить науку в орудие добывания истин, приносящих практическую пользу.

Хуан Луис Вивес (1492—1540) выдвинул идею о том, чтоглавным объектом анализа должна стать не «сущность» души, а ее реальные проявления. Единственно надежный путь приобретения такого знания - индуктивный метод.

Вивес формулирует закон ассоциации как общий принцип связи психических явлений. Ассоциация впечатлений определяет природу памяти.

Хуан Уарте (1529—1592) считал, что Испанская империя может стать могущественной при условии оптимального использования природных дарований людей. В 1575 г. вышла его книга врача «Исследование способностей к наукам».

Это была первая в истории психологии работа, ставящая в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора.

Хуана Уарте можно считать зачинателем направления, названного в дальнейшем дифференциальной психологией.

Основные способности (по Х.Уарте): воображение (фантазия), память и интеллект. Каждая из них объяснялась определенным «темпераментом» мозга, т. е. пропорцией, в которой «смешаны в нем главные соки».

Уарте стремился найти соответствия между способностями и телесными признаками. Его наблюдения были очень наивны, но сама идея о корреляциях внутреннего и внешнего являлась вполне рациональной.

Психологическая мысль Возрождения еще не окрепла и только поднималась к детерминистскому пониманию мира и человека. Представления и утверждения мыслителей Возрождения не имели истинно причинного основания.

5. Психологічні вчення XVII ст.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: