Эволюционный подход в психологии
Другие ученые связывали дальнейшее развитие психологии не с логикой, но с биологией, теорией эволюции. Важным фактором, оказавшим влияние на развитие психологии в этот период, было появление эволюционной теории Дарвина.
С теорией эволюции в психологии появились два новых постулата:
1) целью психического развития является адаптация к среде.
2) все психические процессы не появляются в готовом виде, но проходят закономерные этапы в своем развитии.
Мысль о том, что можно выделить генетические этапы в развитии психики, привела к появлению нового метода исследования - генетического.
В науке появился новый подход к детерминации психики - биологический.
Эволюционный подход в психологии отразился прежде всего на концепциях А. Бэна и Г. Спенсера.
А.Бэн (1818-1903) полагал, что ассоциативная психология должна рассматривать не только ассоциации, существующие в сознании индивида, но и те, которые лежат в основе его поведения. Именно в теории Бэна в предмет ассоциативной психологии было включено реальное поведение живого существа.
|
|
Человек отбирает наиболее продуктивные и целесообразные реакции на события и предметы окружающего мира путем проб и ошибок. Пробуя и ошибаясь, организм отбирает наиболее продуктивные способы поведения.
Г. Спенсер (1820-1903): психика является механизмом адаптации к среде. Психика возникает закономерно на определенном этапе эволюции, в тот момент, когда условия жизни живых существ усложняются настолько, что приспособиться к ним без адекватного их отражения невозможно.
Частные формы приспособления:
сознание | поведение |
ощущение | рефлекс |
чувства | инстинкт |
память | навык |
разум | волевое поведение |
Человеку необходимо приспосабливаться не только к природе, но и к социальному окружению, поэтому его психика развивается вместе с обществом.
8. Експериментальний період становлення психології як самостійної науки
У истоков психофизики и психометриистоял Эрнст Вебер (1795-1878). Он исследовал зависимость ощущений от внешних физических стимулов.
Используя экспериментальный метод и математические расчеты, он показал, что индивид начинает различать изменение силы ощущения из-за разницы между силой первого и второго раздражителей, причем у каждого вида раздражителя может быть свой порог различия ощущения.
В дальнейшем Густав Теодор Фехнер (1801-1887) разрабатывал законы зависимости ощущений от силы раздражителей.
Закон Вебера-Фехнера: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя: для того чтобы осуществился рост интенсивности ощущения в арифметической прогрессии, необходим рост величины стимула в геометрической прогрессии.
|
|
Используемый Г. Фехнером метод математических исчислений позволил психологии осуществлять исследования, основанные не на домыслах, но имеющие точные математические методы проверки.
Влияние исследований Г. Гельмгольца
Герман Гельмгольц (1821-1894) - основоположник психофизиологии - внес огромный вклад в психологию восприятия.
Восприятие основано на том, что стимул (внешний объект) сопоставляется с определенным опытом восприятия в прошлом. В ходе бессознательных умозаключений ходе делается вывод о соответствии или несоответствии стимула и прошлого опыта.
Бессознательные умозаключения возникают из сенсомоторных связей между зрительным ощущением и ощущением от движений глаза в процессе восприятия.
Бессознательные умозаключения – это правила, которым подчиняются движения глазных мышц.
Экспериментальная психология В. Вундта
В 1879 г. в Лейпцигском университете была основана первая научная психологическая лаборатория.
Вундт официально ввел в психологию эксперимент, применяя его как основной метод исследования.
Вундт ввел в психологию точные критерии научности и достоверности полученного психологического факта - объективность, повторяемость и проверяемость эксперимента любым другим исследователем.
Предмет психологии - сознание и его содержание - простейшие элементы (ощущения и чувства).
Задача психологии - выделить эти простейшие элементы сознания и с помощью эксперимента изучить законы связи между ними.
Программа развития психологии по В.Вундту. Психология делится на две отрасли, имеющие разные методы и объекты исследования:
1) психология индивидуального сознания;
2) «психология народов.
Интроспективная направленность и ориентация на элементаризм концепции Вундта породили множество дискуссий в научных кругах и стимулировали проведение различных опытов и исследований, опровергающих некоторые положения его учения. Эти споры и дискуссии послужили развитию других концепций и теорий.
Исследования Г. Эббингауза
Герман Эббингауз (1850-1909) первым применил метод эксперимента к исследованию высших психических функций, в частности памяти. Эксперимент Эббингауза заключался в использовании бессмысленных слогов для изучения объема запоминания.
Существует кривая забывания информации: наибольшая часть выученного материала забывается в первое время после заучивания, и чем больше времени после этого проходит, тем меньшее количество информации забывается.
9. Розвиток психології як самостійної науки наприкінці XIX - на початку XX ст. (галузі, напрями, школи).
60-е гг. XIX в. - конец XIX в. - возникают прикладные исследования и новые области психологии.