Квалиметрия

Международный опыт показывает, что достигнуть высокого уровня качества можно лишь при условии проведения системы мероприятий по управлению качеством продукции на всех стадиях ее жизненного цикла. Но для того чтобы управлять качеством, прежде всего необходимо уметь это качество оценить, а в идеальном случае - измерить. Вопросы оценивания качества изучает квалиметрия - специфическая область метрологии.

Само по себе обобщенное свойство, называемое качеством, не является величиной и в строгом метрологическом понимании не может быть измерено, поскольку не существует узаконенной меры этого свойства. Тем не менее, на основе аналогий с измерениями величин в квалиметрии получены практические рекомендации по оцениванию качества, в том числе и количественному. Чтобы оценить качество данной продукции, нужно сравнить его показатели качества с показателями качества однородной продукции, принятой за образец.

Аналогом величин в квалиметрии служат показатели качества. Понятия "величина" и "показатель качества" близки, но не тождественны. Величина отражает объективные свойства природы, а показатель качества - общественную потребность в конкретных условиях. Так, масса - величина, а масса изделия - показатель его транспортабельности; освещенность - величина, а освещенность на рабочем месте - эргономический показатель.

Промышленная продукция - исторически первый объект, к которому применили методы зарождавшейся квалиметрии. Впервые термин "квалиметрия" упомянут в статье А.В.Гличева и др. "Квалиметрия - наука об измерении качества" ("Стандарты и качество",- 1968, №1). Авторы статьи указывали, что основная область применения количественных методов оценивания качества - промышленная продукция. До сего времени около 50% всех квалиметрических методик оценивания качества (МОК) посвящены продукции промышленного производства.

Основные составляющие качества продукции можно объединить в следующие укрупненные группы свойств:

- показатели назначения;

- показатели надежности и транспортабельности;

- показатели экономичного расходования ресурсов при работе изделия;

- показатели технологичности;

- социально ориентированные показатели качества изделий;

- обобщенные организационно-экономические показатели качества продукции.

На этапе становления квалиметрии основной ее задачей считалось создание принципов и методов оценивания качества промышленных товаров. Методики оценивания качества преимущественное внимание уделяли их функциональным свойствам. В настоящее время вопросы количественной характеристики качества выполнения функций в основном решены для изделий машиностроения. Обеспечение функциональной составляющей качества относится к наиболее простым задачам, где наибольшая трудность - в разработке способов отображения взаимодействия показателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: