Укрупненные и дифференцированные группы свойств продукции
| Показатели экономного расходования ресурсов при работе изделия |
| Показатели назначения включают в себя: - классификационные показатели; - показатели функциональной и технической эффективности; - конструктивные показатели; - показатели состава и структуры продукции |
| Показатели экономного расходования ресурсов включают в себя: - коэффициент полезного действия (КПД); - показатели удельного потребления энергии; - показатели экономичности потребления изделием материальных и трудовых ресурсов |
| Показатели технологичности включают в себя: - показатели трудоемкости; - показатели материалоемкости; - показатели себестоимости; - показатели технической информационной совместимости, взаимозаменяемости и др. |
При оценке качества продукции учету подлежат три базовые составляющие качества:
1. технический уровень, который обусловливает техническое совершенство продукции;
2. качество изготовления;
3. качество эксплуатации.
Основные методы оценки уровня качества продукцииделятся:
а) по способам получения информации:
- измерительный;
- регистрационный;
- органолептический;
- расчетный;
б) по источникам получения информации:
- традиционный;
- экспертный;
- социологический.
| Основан на информации, получаемой с использованием измерительных средств(применяется при наличии реального объекта) |
| Использует информацию, получаемую на основе подсчета (регистрации) числа определенных событий. Метод используется для оценки показателей экономичности, технологичности, стандартизации, унификации |
| Базируется на информации, получаемой посредством использования органов чувств человека - зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния. Метод применяется в основном для оценки качества предметов широкого потребления, а также для определения эргономичности и эстетичности продукции |
| Использует теоретические или экспериментальные зависимости показателей качества продукции от ее параметров. Применяется он при проектировании новых образцов продукции до создания опытного образца для определения различных функциональных характеристик продукции |
| Информация о показателях качества формируется в процессе испытаний продукции в условиях, максимально приближенных к реальным. |
| Оценка качества продукции осуществляется на основе решения, принимаемого группой экспертов, включающей специалистов различных смежных областей. |
| Это сбор и анализ мнений потенциальных потребителей о качестве продукции путем получения интервью, заполнения анкет и др. |
В ходе исследований было выявлено, что при оценке уровня качества продукции чаще всего используют метод аналогов. При этом сначала формулируют цель такой оценки и определяют соответствующую номенклатуру показателей качества. Затем выбирают аналог продукции - "базовый образец", имеющий одноименные показатели качества, и назначают метод сравнения значений показателей. Далее находят значения показателей качества рассматриваемой продукции и сравнивают их со значениями показателей качества аналога. По результатам сравнения принимают решение о достигнутом уровне качества продукции.