Особенности федеративного устройства России

Основы конституционного строя Российской Федерации

Основы конституционного строя Российской Федерации определяются Конституцией, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и Федеративным договором от 31 марта 1992 Российская Федерация является суверенным государством, юрисдикция которого распространяется на всю территорию России. При этом РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, которая включает в себя территорию субъектов РФ.

По форме правления РФ представляет собой республику смешанного типа — президентско-парламентарную, поскольку содержит в себе элементы той и другой. Как и в президентской республике, Правительство в РФ формируется Президентом, однако Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной думы. Как и в парламентарной республике, Государственная дума может выразить недоверие правительству, но окончательную судьбу этого вотума решает Президент РФ, который может как согласиться с решением Государственной думы, так и отклонить его. Более того, Президент вправе распустить Государственную думу, если в течение трех месяцев Дума повторно выразит недоверие Правительству, а Президент не согласится с этим решением Думы.

По форме государственного устройства РФ представляет собой, как уже указывалось, федеративное государство. Субъекты РФ различаются между собой по величине территории, национальному составу, численности и плотности населения, экономическому потенциалу и другим признакам. Тем не менее, Конституция РФ провозглашает их равноправие между собой и в отношениях с федеральной властью. Состав субъектов РФ может быть изменен двумя путями: принятием новых членов и формированием внутри РФ нового субъекта. И тот и другой варианты должны регулироваться федеральным конституционным законом, который, однако, пока отсутствует.

Принципы конституционного строя Российской Федерации означают:

1. Принцип демократизма: любое государство, стремящееся стать правовым, непременно должно иметь демократический характер.

2. Принцип приоритета прав и свобод гражданина: человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и государство обязано признавать, соблюдать и защищать эти ценности.

3. Принцип народовластия: единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. В силу этого принципа обеспечивается, во-первых, народовластие как основное выражение государственной власти в целом. Например, местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти (Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.03); во-вторых, суверенитет Российского государства как юридическое выражение народного суверенитета.

4. Принцип федерализма: целостность и неприкосновенность территории России не может быть поставлена под сомнение в связи с ее федеративным устройством. Согласно этому принципу, все законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. Принцип федерализма также означает, что лица, имеющие российское гражданство, пользуются одинаковыми правами и имеют равный объем обязанностей независимо от территории проживания, национальной принадлежности и вероисповедания.

5. Принцип закрепления Российской Федерации в качестве социального государства: основным направлением деятельности государства должно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

6. Принцип единства экономического пространства устанавливает единое экономическое пространство на всей территории Российской Федерации, разрешает свободное перемещение товаров и финансовых средств в пределах границ России. Этот принцип также провозглашает множественность форм собственности, в том числе и на землю.

7. Принцип разделения государственной власти: в Российской Федерации существуют три ветви государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная), которые выполняют свои функции самостоятельно соответствующими органами государственной власти: Федеральным Собранием, Правительством, Конституционным, Верховным и Высшим Арбитражным судами закрепляется наличие президентской власти. Являясь главой государства, Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Согласно данному принципу гарантируется и признается самостоятельность самоуправления, органы которых не входят в систему органов государственной власти.

8. Принцип политического и идеологического многообразия в Российской Федерации предусматривает создание и деятельность любых общественных объединений, кроме запрещенных законом. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной. В ст. 13 Конституции РФ указывается, что в России признается политическое многообразие, многопартийность. Плюрализм – это свобода политических мнений и действий. Плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, легализует политическую свободу. Защита политического многообразия – одна из предпосылок функционирования правового государства.

9. Принцип закрепления Российской Федерации в качестве светского государства провозглашает свободу совести и вероисповеданий, запрещает устанавливать или навязывать населению какие-либо религиозные вероучения в качестве официальной государственной религии. Согласно этому принципу, государство не должно вмешиваться в деятельность законных религиозных объединений и не может поручать им выполнение каких-либо государственных функций.

По своему государственно-правовому режиму Российская Федерация является либерально-демократическим государством. Но России еще предстоит добиться строгого соблюдения законности, верховенства закона, господства права, неуклонной защиты прав и свобод граждан и др. Но уже сейчас можно констатировать установление плюрализма в политической жизни, в том числе многопартийности, ликвидацию единой государственной идеологии, отмену цензуры печатных и иных изданий, установление судебного порядка защиты прав и свобод граждан.

Особенность федеративного устройства РФ выражается, в частности, в структуре ее представительного и законодательного органа – Федерального Собрания РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федераций и Государственной думы*. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Федеральное Собрание является постоянно действующим представительным и законодательным органом Российской Федерации. Конституционный статус РФ базируется также на принципе разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами. В частности, в Конституции РФ закреплены предметы ведения, принадлежащие исключительно РФ, и предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов. Субъекты РФ имеют возможность участвовать и в осуществлении Федерацией ее исключительных полномочий через своих представителей в Федеральном Собрании и в других федеральных органах посредством права законодательной инициативы и через другие каналы.

Статус субъектов РФ определяется Конституцией РФ[5], конституциями республик (в отношении субъектов-республик) и уставами края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, которые принимаются соответствующими субъектами РФ, областей; их взаимоотношения с субъектами, в состав которых они входят, регулируются, кроме того, договорами, заключаемыми между автономным округом и субъектом, в составе которого округ расположен. Для статуса субъекта РФ характерно: статус его может быть изменен только по взаимному согласию РФ и субъекта; границы между субъектами можно изменить только с их взаимного согласия; субъекты имеют право образовывать собственные органы государственной власти и издавать собственное законодательство; республики вправе устанавливать свои государственные языки наряду с общегосударственным языком РФ — русским языком, а всем народам гарантируется право на сохранение родного языка и создание условий для его изучения и развития; субъекты-республики имеют свои столицы, а другие субъекты – административные центры, а также право на свою символику; субъекты выступают самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, координацию которых осуществляет РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: