Маневренность часто рассматривается как сложное свойство машин, включающее проходимость, подвижность, поворотливость и управляемость. Под проходимостью обычно понимают способность машины двигаться по плохим дорогам и в условиям бездорожья, а под подвижностью - способность двигаться с высокими и средними скоростями. Поворотливость и управляемость трактуются соответственно как свойства, характеризующие возможность поворота машины в стесненных условиях и способность сохранять или легко изменять под действием системы управления направление движения.
Маневренность инженерных машин оказывает непосредственное влияние на успех их работы, так как за счет сокращения времени на перемещение может быть увеличено время для выполнения рабочих операций (т.е. увеличена эксплуатационная производительность).
Однако маневренность может иметь и самостоятельное значение, когда подразделения машин в составе формирования совершают марш,
Очевидно, что скорости инженерных машин должны быть не меньше скоростей транспортной техники, обеспечивающей формирования ГО.
|
|
Для марша наибольшее значение имеют скорости движения машин по грунтовым дорогам и колонным путям. При производстве работ - способность сохранять устойчивость при движении и работе на сильно пересеченной местности, а также быстрота перевода машин из походного положения в рабочее и обратно.
Средняя скорость движения машин зависит от качества пути. Эта зависимость имеет вид:
Vп=КvVк
где Кv -коэффициент, учитывающий качество пути;
Vk - максимальная (конструктивная) скорость машины.
Ниже приведены значения коэффициента Кv в зависимости от дорожных условий:
Колесные машины:
Очень плохие дороги 0,1-0,2
Плохие 0,2-0,3
Хорошие 0,6-0,7
Очень хорошие 0,8-0,9
Гусеничные машины:
Грунтовые дорогие 0,4-0,5
Шоссе 0,6-0,7
Скорость движения машин в колоннах, являющаяся маршевой скоростью Vм, обычно равна (0,8-0,9) Vn.
Маневренность и проходимость средств должны обеспечить возможность целевого их применения по достижению заданной эффективности аварийно-спасательных работ в очагах ЧС, т.е. сохранения эксплуатационной скорости передвижения и маневрирования не ниже заданной.