Задатки

Способности — индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению.

Понятие способностей

Глава 13. Способности

Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся особенности анализаторов, типологические свойств нервной системы, объем и сосредоточенность внимания, конституциональные особенности, особенности функциональной асимметрии головного мозга и его нейродинамические свойства.

И.П.Павлов в качестве задатков указывал на соотношение первой и второй сигнальных систем. С этим признаком он связывал существование трех типов людей (художественный, мыслительный и средний). У художественного типа преобладает первая сигнальная система с образным отображением действительности, у них успешно развиваются музыкальные способности и способности к изобразительному творчеству. У людей мыслительного типа преобладает вторая сигнальная система, поэтому у них обычно формируется отвлеченное мышление, математические и технические способности. У людей среднего типа хорошо сбалансированы проявления первой и второй сигнальных систем, поэтому одинакова вероятность развития любых способностей.

Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.

Задатки и сами развиваются, приобретают новые качества. Поэтому, строго говоря, анатомо-физиологической основой способностей человека являются не просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто природные особенности его организма (безусловные рефлексы), но и то, что приобретено им в процессе жизни – системы условных рефлексов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: