По степени выраженности способностей.
По специфике способностей.
Репродуктивный - обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения,
Творческий - обеспечивающий создание нового, оригинального.
Гениальность - высшая степень творческих проявлений личности, позволяющая осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности.
Талант - высшая степень способностей личности в определенной деятельности, отличающийся оригинальностью, новизной, общественной значимостью.
Одаренность – совокупность нескольких разносторонних способностей, обусловливающих успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц.
Понятие о задатках.
Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.
1. Люди различаются в задатках, а не готовых способностях.
|
|
2. В основе развития способностей задатки выступают как предпосылка.
3. Развитие задатков обусловлено социальной средой.
4. По способности нельзя определить вклад задатка
5. На основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности.
6. Индивидуальные задатки неодинаковы к разным видам деятельности. Например к музыке.
Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия – особенности отличающие людей друг от друга, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, создаются и развиваются в ходе жизни, деятельности, общении, под влиянием воспитания и обучения.
Индивидуальные различия являются предметом изучения дифференциальной психологии.
Важным в развитии способностей является комплексность – одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.
Большую остроту проблема определения имеет в связи с профориентацией и выбором профессии.
Исторически сложилось две концепции профориентации:
Диагностическая – сводит выбор профессии к определению профессиональной пригодности. Консультант измеряет способности при помощи тестов и делает заключение о пригодности или непригодности к определенной профессии.
Воспитательная – направлена на подготовку индивида к профессиональной жизни в соответствии с запланированным воспитательным воздействием.
Решение проблемы профориентации возможно при определении способностей индивида и помощи ему в подготовке к будущей профессии.
Развитие способностей.
В период от рождения до 6-7 лет происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков головного мозга, связей между ними и органами движения, особенно рук, что является условием для развития общих способностей.
|
|
Младший школьный возраст (7-11) и подростковый возраст (11-14) время ускоренного развития специальных способностей.
Случаи патологического снижения способностей определяют как олигофрения.
Выделяют следующие степени выраженности олигофрении:
Легкая – дебильность;
Средняя – имбецильность;
Глубокая - идиотия.