Особенности задатков

По степени выраженности способностей.

По специфике способностей.

Репродуктивный - обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения,

Творческий - обеспечивающий создание нового, оригинального.

Гениальность - высшая степень творческих проявлений личности, позволяющая осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности.

Талант - высшая степень способностей личности в определенной деятельности, отличающийся оригинальностью, новизной, общественной значимостью.

Одаренность – совокупность нескольких разносторонних способностей, обусловливающих успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц.

Понятие о задатках.

Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.

1. Люди различаются в задатках, а не готовых способностях.

2. В основе развития способностей задатки выступают как предпосылка.

3. Развитие задатков обусловлено социальной средой.

4. По способности нельзя определить вклад задатка

5. На основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности.

6. Индивидуальные задатки неодинаковы к разным видам деятельности. Например к музыке.

Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия – особенности отличающие людей друг от друга, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, создаются и развиваются в ходе жизни, деятельности, общении, под влиянием воспитания и обучения.

Индивидуальные различия являются предметом изучения дифференциальной психологии.

Важным в развитии способностей является комплексность – одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Большую остроту проблема определения имеет в связи с профориентацией и выбором профессии.

Исторически сложилось две концепции профориентации:

Диагностическая – сводит выбор профессии к определению профессиональной пригодности. Консультант измеряет способности при помощи тестов и делает заключение о пригодности или непригодности к определенной профессии.

Воспитательная – направлена на подготовку индивида к профессиональной жизни в соответствии с запланированным воспитательным воздействием.

Решение проблемы профориентации возможно при определении способностей индивида и помощи ему в подготовке к будущей профессии.

Развитие способностей.

В период от рождения до 6-7 лет происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков головного мозга, связей между ними и органами движения, особенно рук, что является условием для развития общих способностей.

Младший школьный возраст (7-11) и подростковый возраст (11-14) время ускоренного развития специальных способностей.

Случаи патологического снижения способностей определяют как олигофрения.

Выделяют следующие степени выраженности олигофрении:

Легкая – дебильность;

Средняя – имбецильность;

Глубокая - идиотия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: