Творческий пересказ

Пересказ литературного текста.

Пересказом называется связная и последовательная устная передача содержания прочитанного.

При пересказе школьник не только заново переживает прочитанное, но и с помощью слов, интонации выражает свое отношение к содержанию.

Приемы подготовки пересказа:

1. Учитель заранее нацеливает на вид пересказа: подробный, с деталями; выборочный – только один эпизод; сжатый, без деталей и т.д.

2. Пересказу предшествует анализ содержания, в ходе которого выделяются те слова, обороты речи, предложения, которые нужно будет использовать при пересказе.

3. Пересказ следует за выразительным чтением текста, чтобы учащиеся могли выразительные средства использовать при пересказе.

4. Деление произведения на части и их озаглавливания; составление плана в том или ином виде.

5. Пересказ фрагментов или «черновой» пересказ всего текста и анализ с указанием недостатков и достоинства.

Виды пересказа.

По объему и содержанию пересказ может быть полным или частичным.

Полный пересказ применяют:

- перед обобщающей беседой;

- для воспроизведения содержания при подготовке к изложению;

- для контроля.

Если объем произведения небольшой, его осуществляет один ученик; если объем произведения большой, то в пересказе принимают участие несколько учеников.

Частичный пересказ проводится:

- при повторном чтении по частям;

- при составлении плана произведения;

- при обобщающей беседе для подтверждения ответа, вывода;

- на обобщающем уроке, когда учитель называет темы для воспроизведения прочитанного, а дети в качестве ответа используют выборочный (частичный) пересказ.

По степени детализации различают пересказы подробные и сжатые.

Детям труднее производить сжатый пересказ, так как необходимо из каждого отрывка (абзаца) отобрать основное, главное, отбрасывая детали; диалог заменять косвенной речью и т.д. Сжатому пересказу нужно обучать.

Происходить это может так:

1. Рассказчик исходит из плана и просто отвечает на вопросы так, что ответы дадут сжатое изложение.

2. Определяется главная мысль текста; составляется план; обсуждается, что является важным по каждому пункту; передается содержание каждого пункта плана 2-3 предложениями.

3. Коллективно из текста выбирается самое главное. Отобранные отрывки читаются, затем из них выбираются предложения, передающие главную мысль отрывка. Если в тексте такого предложения нет, дети составляют его сами. Отобранные и составленные предложения и являются содержанием сжатого пересказа.

Он получается в результате переработки или дополнения текста. Переработка заключается в изменении главных форм, замене личных местоимений, устранении диалога, передачи текста от лица какого-либо героя и т.д.

Выбор характера пересказа определяется содержанием произведения, готовностью класса, задачами и целями урока.

Не все произведения можно пересказывать: басни, былины, сказки в стихах, лирические стихотворения; рассказы где много диалога; очень эмоциональные рассказы; крупнообъемные произведения.

Качество пересказа показывает, насколько глубоко осознал ученик прочитанное. При пересказе учитель следит за обязательным употреблением отобранных слов и выражений; последовательным изложением событий; сохранением стиля произведения. Оценивая пересказ, учитывает:

1) выразительность речи, отмечая правильность, красивость интонаций;

2) темп речи;

3) поведение во время пересказа.

Таким образом, пересказу нужно от урока к уроку систематически обучать, при этом всегда помнить, что является целью в каждом конкретном случае.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: